3 июля состоялось расширенное заседание Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. Участники обсудили аналитический доклад ректоров и рабочих групп университетов по итогам первых месяцев распространения Covid-19 на территории РФ. В дискуссии принял участие и ректор СПбПУ, академик РАН Андрей РУДСКОЙ.
Онлайн-встречу открыл министр науки и высшего образования РФ Валерий ФАЛЬКОВ. Он отметил: «Еще в середине марта, когда мы оказались в этой ситуации, мы не знали, что делать. Именно в тот момент вместе с университетами министерство договорилось, что надо попытаться посмотреть на себя со стороны. Все решения, которые мы принимали, были без преувеличения значимы, поскольку касались всей системы высшего образования и науки <…> Сфера высшего образования – управленческий фронтир, когда без промедления надо было принимать решения. Авторам доклада удалось посмотреть на себя со стороны, взять глобальный контекст и ответить на вопрос: как же мы смотрелись в условиях пандемии по сравнению с другими системами».
Аналитический доклад на тему «Уроки “стресс-теста”. Вузы в условиях пандемии и после нее» – это один из первых опытов осмысления жизни вузов страны в условиях пандемии. Создание доклада было инициировано Минобрнауки. О результатах рассказал ректор ТГУ Эдуард ГАЛАЖИНСКИЙ. Основной вывод проведенного анализа состоит в том, что система российского высшего образования выдержала «стресс-тест». Абсолютное большинство курсов были проведены в срок и не перенесены на другие семестры. Готовность почти всех вузов мобилизоваться и работать в новом режиме позволила сохранить чувство стабильности у студентов и преподавателей.
На онлайн-встрече выступил ректор СПбПУ Андрей РУДСКОЙ. Он прокомментировал: «В условиях исключительно дистанционного формата остро возникает вопрос реализации лабораторных практических работ, особенно в инженерных вузах. В связи с этим назрела необходимость развития цифровой инфраструктуры и контента – это разработка онлайн-курсов, размещаемых на открытых образовательных платформах, по инженерным направлениям подготовки. Курсы должны быть усилены использованием соответствующих имитационных тренажеров, симуляторов, они должны включать большое количество практических кейсов по реализации проектов от промышленности. Необходимо развивать виртуальные лаборатории с удаленным доступом к оборудованию».
Андрей Иванович рассказал, что в Политехе в дистанционном формате организуется процесс проведения лабораторных и практических работ для инженерных и технических направлений подготовки. На протяжении четырех лет подобный формат реализуется на базе Северо-Западного межвузовского регионального учебно-научного центра СПбПУ-ФЕСТО «Синергия». Проект «Синергия» объединяет через интернет вузовские лаборатории мехатроники и предоставляет дистанционный доступ к ним студентам всех участвующих университетов. Таким образом, студенты получают возможность работать с большим количеством уникальных учебных стендов, в оснащении которых помогали ведущие производители систем и устройств промышленной автоматизации – Siemens, FESTO, Schneider Electric и др. Среди ресурсов СПбПУ-ФЕСТО «Синергия» – дистанционные курсы и лабораторный практикум с удаленным доступом. Во время проведения подобных работ студенты развивают навыки проектирования интегрированных интеллектуальных систем управления и управления комплексными распределенными объектами, системами и процессами с большим потоком информации.
В августе рабочие группы представят следующий доклад, в котором планируют обосновать оперативные и стратегические меры по решению проблем высшего образования.
Материал подготовлен Управлением по связям с общественностью СПбПУ. Текст: Елена ПАЦЕНКО