12 сентября – Всемирный день первой медицинской помощи. В Педиатрическом университете действует несколько проектов, в рамках которых люди разного возраста и уровня подготовки учатся спасать жизни.
Все мы привыкли к разделению труда: мол, пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать сапожник. Но вот навыки первой помощи, если вдуматься, вовсе не прерогатива медиков. От несчастных случаев никто не застрахован – только в минувшем году от так называемых «внешних причин» умерло почти 43 тысячи россиян.
Что бы ни произошло – ДТП, падение с высоты, утопление или отравление – непреложным остается правило: чем скорее приходит помощь, тем больше вероятность, что пострадавший останется в живых. А уж если речь идёт о таком неотложном состоянии, как внезапная остановка сердца, то тут шансы тают с каждой секундой промедления: для спасения отводится в среднем 3-5 минут.
Кто такие «ТыЖВРАЧи»?
Врач оказывать неотложную помощь не просто должен – с этической точки зрения, но обязан – с точки зрения закона. Студенты-медики ещё не врачи и на первых порах необходимыми навыками не обладают, зато груз ответственности ощущают буквально с момента поступления в вуз.
– Когда к студенту подходят с вопросом, касающимся медицины, он может не знать ответа. Но окружающие этому удивляются: «Ты ж врач!». Мы настолько часто слышим эту фразу, что так и назвали проект, где ребята учатся оказывать помощь, – рассказывает Лиана Бабина, выпускница Педиатрического университета. Вместе с 5-курсницей Вероникой Трониной она курирует проект, в рамках которого студенты отрабатывают сценарии поведения в чрезвычайных ситуациях и оттачивают на манекенах навыки помощи при неотложным состояниях.
— Теоретической информации много, у старшекурсников даже есть соответствующий предмет. Но вот практики не хватает, и мы это стараемся восполнить. К тому же, мы принимаем студентов любого курса, как только у них возникает желание, – говорит Вероника Тронина.
В том, насколько важны навыки первой помощи на личном опыте убедилась студентка Педиатрического университета Елена Петкевич. Год назад, возвращаясь домой, она увидела, как прямо перед ней упал и начал биться к конвульсиях человек.
– Автоматически у меня произошло осознание, что это эпилептический припадок. В голове всплыли воспоминания с проекта «ТыЖВРАЧ», где нам кураторы рассказывали о том, что необходимо делать. Я знала, что нужно дождаться окончания приступа, засечь время, после окончания припадка, потом говорить с человеком, вызвать скорую. Что я и сделала. Это было очень страшно и происходило невероятно быстро. Когда все закончилось, меня саму трясло. Я пришла на проект и сказала девчонкам: «огромное спасибо», – вспоминает девушка.
Мамы спешат на помощь
В том, что первая помощь дисциплина скорее прикладная, нежели теоретическая, уверена и автор курса «Мама, помоги!», хирург, инструктор симуляционного центра СПбГПМУ Юлия Кузнецова. Идея обучать молодых родителей возникла у Юлии, когда она сама была в декретном отпуске и большую часть времени проводила наедине с маленьким ребёнком.
Слушатели курса тренируются на реалистичных манекенах, или, выражаясь более научно, «фантомах-симуляторах». Такие куклы могут задыхаться, кричать, истекать кровью. Им проводят массаж сердца и искусственное дыхание, контролируя при этом правильность собственных действий. Но, в отличие от реальных пациентов, ни боли, ни страха «фантомы», разумеется, не испытывают, а количество попыток спасти их от всевозможных неприятностей может быть бесконечным.
– Мы можем на манекен давить, стучать: один раз стукнем сильнее, другой слабее, повернем его под разными углами. В результате мы добьемся того выполнения, которое нужно. На живых людях это отработать невозможно – критические ситуации бывают крайне редко, может, один раз в жизни. Конечно, вначале мы рассказываем теоретические моменты, но потом непосредственно отрабатываем все действия. Даже когда в реальной стрессовой ситуации голова отключится, наши мышцы всё вспомнят, – говорит Юлия Кузнецова.
По словам Юлии, проблемы у малышей в большинстве случаев бывают связаны с органами дыхания. Одно из самых частых состояний, требующих от окружающих мгновенной реакции – инородное тело в дыхательных путях. Жизненно важно, чтобы каждая мама знала, что делать в этой ситуации.
Одним из базовых приёмов – приёмом Геймлиха – недавно овладели «Футбольные мамы», которые посетили мастер-класс в Педиатрическом университете, посвящённый Дню первой помощи. Ввиду спортивной специфики, особое внимание уделили также травмам, переломам и кровотечениям.
– Иногда бывают очень серьёзные столкновения, когда ребёнок падает. Чтобы его уносили с поля – такого не было, но что уводят – да, бывало. Нам, как мамам, очень важно уметь оказывать первую помощь, случается, что рядом нет медиков,– отметила организатор сообщества Эльвира Лесничая.
Другая футбольная мама – Марина Пальчевская добавила: «Чем старше ребёнок, тем больше риск травм. Моему сыну 16 лет, они в этом возрасте уже очень жёстко играют, выполняют подкаты. На недавнем матче страшно было смотреть, как парень влетел в соперника и кубарем пролетел через половину поля».
По словам футбольных мам, они планируют и дальше учиться оказывать первую помощь.
Юлия Кузнецова говорит, что на курсы стремится попасть всё больше людей – и это уже не только молодые родители, но и сотрудники фитнес-центров, бассейнов, пенсионеры.
– Нужно признать, что наше население менее компетентно в вопросах оказания первой помощи, чем, например, в Европе и США. Во многих странах давно в прямом доступе находятся автоматические наружные дефибрилляторы: в аэропортах, на вокзалах – это норма. Если у человека вдруг случилась остановка сердца, тут же есть возможность до приезда службы спасения оказать ему помощь. У нас такие аппараты разместили в аэропорту Пулково, когда шла подготовка к Чемпионату мира по футболу – это было одним из требований. Но пользоваться ими обычные люди у нас не умеют, да и не имеют права это делать. От населения запрос есть, но законодательные акты запаздывают, – подчёркивает Юлия Кузнецова.
Пока в нашей стране программа общедоступной дефибрилляции буксует. Принятые Госдумой в первом чтении изменения в ст.31 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не получили дальнейшего движения. Между тем, от внезапной остановки сердца в России каждый год погибает около 300 тысяч человек. По мнению экспертов, ключевые вопросы лежат тут не только в юридической плоскости: необходимо ещё и чтобы в обществе было достаточно людей, готовых в нужный момент примерить на себя роль доброго самаритянина.