Мероприятие, организованное Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, собрало руководителей ведущих технических вузов страны. Эксперты в сфере высшего образования попытались ответить на вопросы, как готовить квалифицированные кадры для приоритетных отраслей цифровой экономики, обсудили основные направления трансформации инженерного образования и перспективные практики развития инженерно-технического творчества у молодежи.
Заседание Клуба ректоров прошло 26 марта на базе Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) в рамках полуфинала (акселерационной сессии) Всероссийского инженерного конкурса (ВИК) среди студентов и аспирантов. На площадке ректорского клуба был поднят вопрос о необходимости изменения критериев качества инженерного образования и требований к квалификационной работе выпускника инженерных направлений и специальностей.
В дискуссии приняли участие ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Анатолий АЛЕКСАНДРОВ, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей РУДСКОЙ, ректор НИУ ИТМО Владимир ВАСИЛЬЕВ, ректор УРФУ им. Б.Н. Ельцина Виктор КОКШАРОВ, ректор Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева Сергей ДМИТРИЕВ, ректор УРФУ Виктор КОКШАРОВ, Павел АКИМОВ ректор МГСУ, ректор ТГУ Михаил КРИШТАЛ, врио ректора ТПУ Андрей ЯКОВЛЕВ, ректор ДВФУ Никита АНИСИМОВ. Модераторами выступили ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаил СТРИХАНОВ и научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений СЖЁНОВ.
Дискуссия прошла в формате живого диалога. Ведущая – Татьяна НАУМОВА, главный редактор программы «Деловое утро» на НТВ, напомнила, что в начале марта в Казани заместитель председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий ЧЕРНЫШЕНКО провел рабочее совещание с ректорами российских вузов «Кадры для будущего», на котором обсуждалась подготовка кадров для цифровой экономики. На тот раз в серии коротких видеовыступлений руководители вузов также поразмышляли о том, как в цифровую эпоху меняется содержание инженерного труда. По мнению Анатолия Александрова, ректора Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, всем выпускникам понадобятся цифровые компетенции, поэтому должны меняться технологии обучения, содержание учебных программ и соотношение между разными специальностями, а университетам предстоит совершить «совершить подлинную цифровую трансформацию».
Ректор СПбПУ академик РАН Андрей РУДСКОЙ также обратил внимание на проблемы трансформации инженерного образования на современном этапе и порассуждал о критериях качества инженерной подготовки. Ректор Политеха пояснил, что инженерное образование в России является очень сложной системой, решающей одновременно задачи как общегосударственного и регионального значения, так и задачи конкретных предприятий. Поэтому и спектр проблем, существующих в инженерном образовании, широкий и разноуровневый. И решать эти проблемы нужно «не пытаясь найти единого простого решения».
По мнению Андрея РУДСКОГО, повышению общего уровня инженерного образования может способствовать использование опыта Всероссийского инженерного конкурса (ВИК), который по поручению Президента РФ проводится уже в шестой раз (с 2014 года). В частности, ректор СПбПУ предложил тиражировать опыт ВИКа через систему конкурсов по специальностям федерального учебно-методического объединения. «Это существенно расширит количество участников и позволит выделить лидеров по конкретным специальностям и регионам. Результаты таких ежегодных конкурсов будут основой анализа и формирования требований к выпускным квалификационным работам с учетом специфики конкретных специальностей», – отметил Андрей РУДСКОЙ. Он также подчеркнул, что задача стратегического развития, поставленная Президентом России, требует консолидации всего инженерного сообщества и его саморегулирования, что позволит решать многие задачи, опережающие темпы экономического развития по своим циклам.
В заключение своего выступления академик РУДСКОЙ высказал еще одно предложение: для повышения качества инженерной подготовки необходимо, по его мнению, повысить престижность инженерной профессии. «В дипломе выпускника в большинстве случаев слово “инженер” мы не увидим, – констатировал ректор СПбПУ. – Считаю, что нужно восстановить гордое слово “инженер” в системе квалификаций высшего образования. В концепции нового перечня направлений подготовки и специальностей, которая сейчас подготовлена Минобрнауки России, учтено наше предложение о присвоении выпускнику вуза дополнительно к квалификации “бакалавр”, “магистр” или “специалист” второй квалификации. Вторая квалификация должна начинаться со слова “инженер” и раскрывать принадлежность к области образования и укрупненной группе специальностей. Например, “инженер-механик”, “инженер-системотехник”, “инженер-химик”. Эта более широкая квалификация расширит возможности адаптации наших выпускников к переменам на рынке труда и возвратит слово “инженер” в документы об образовании».
Дискуссию продолжили представители корпораций и крупных компаний о привлечении талантливой молодежи на перспективные инженерные направления, определяющие будущее научно-технологического развития России, а также поговорили о том, какие компетенции нужны современному инженеру. Например, руководитель направления проектного офиса по развитию кадрового научного потенциала АО «Наука и инновации» Вера АБЕЛИНСКАЙТЕ рассказала о примере Росатома, где действует Программа научных стажировок «Лаборатория роста Росатома». Таким образом корпорация дает возможность начинающим инженерам получить реальный опыт работы над новыми проектами в команде лучших исследователей атомной отрасли.
Материал подготовлен Управлением по связям с общественностью СПбПУ. Текст: Инна ПЛАТОВА