Книжные раритеты библиотеки Педиатрического университета готовятся к переводу в электронный формат.
Это будет сделано в рамках соглашения между старейшим профильным медицинским вузом мира и первой национальной электронной Президентской библиотекой. Уже сегодня «вторую жизнь» в электронных фондах Президентской библиотеки и на портале Педиатрического университета получило издание «Советский педиатр» — газета, которая издавалась в вузе многие десятилетия, и она была рупором развития отечественной медицины и образования в области педиатрии, отражала все аспекты жизни ленинградских врачей, студентов и преподавателей.
Теперь на очереди оцифровка книг 18-20-х веков из собрания библиотеки Педиатрического университета. Она формировалась на протяжении века, с момента основания клиники в 1905 году.
Среди планируемых к оцифровке книг – издание «Памяти Петра Францевича Лесгафта» 1912 года, и уникальность ему добавляет памятная надпись, сделанная в блокаду: «На добрую память дорогому другу Нине Ивановне Жировской в дни войны и горя от одной из последних учениц П.ф.» (педиатрического факультета – прим. авт.). Датирована надпись 23 декабря 1942 года. Конечно, такие документы эпохи еще требуют изучения историками, они показывают работу, биографию людей, которые учились и преподавали в блокаду в Ленинградском педиатрическом университете.
С памятной надписью «Глубокоуважаемой Юлии Ароновне Менделевой от редакционной коллегии» фонды библиотеки располагают книгой «Практическое руководство по ортопедии», которое было выпущено в 1936 году как посмертный труд выдающегося ученого, Романа Вредена (1867–1934).
Врач, военно-полевой хирург, ортопед, директор Петербургского ортопедического института, он был научным руководителем хирургического отделения (1926–1934) и организатором кафедры детской хирургии (1933) в Институте охраны материнства и младенчества (позднее — Ленинградском медицинском педиатрическом институте).
Книга «Руководство к перевязке ран» другого великого ученого, профессора Генриха Турнера 1908 года выпуска, хранится в библиотеке с памятной надписью «От автора». Хирург-ортопед, действительный статский советник, заслуженный деятель науки РСФСР, Генрих Иванович Турнер (1858-1941) много сил и знаний отдал созданию системы лечения и реабилитации детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, возвращению их в нормальную жизнь, социализации тяжелобольных, и он активно применял свои передовые методы в Ленинградском педиатрическом институте.
Сегодня именами этих двух ученых названы федеральные научно-исследовательские центры в Санкт-Петербурге, а книги из библиотеки Педиатрического университета показывают, с чего идет история развития и становления этих выдающихся граждан и врачей.
Разбирая издания для оцифровки, библиографы Педиатрического университета обнаружили письмо 1918 года в книге «IV-й Делегатский от зубоврачебных обществ съезд в Москве с 18 по 21 апреля 1913 года».
Письмо адресовано «господину управляющему акцизными сборами Могилевской губернии». Пишет зубной врач Евсей Исаакович Коган. Он просит разрешения на получение 6 литров спирта в течение 1918 года (причем, вначале написал 3 литров, но позже исправил на вдвое большую цифру). «Просимый спирт мне нужен для нужд моего зубоврачебного кабинета», — уточняет стоматолог.
Что с ним стало, получил ли он спирт, и в том ли объеме, как он его использовал, все эти вопросы остались в послереволюционном времени, а мы через книги, раскрытие того, что скрывается в них, можем почувствовать историю и ход времен.
Уникальна и прижизненная книга Нила Филатова (1847-1902): «Краткий учебник детских болезней» составленный им и выпущенный в 1897 году, содержащий ответы на многие и сегодня актуальные вопросы пропедевтики и терапии.
В библиотеке Педиатрического университета хранятся и такие уникальные раритеты, как «Собрание учреждений и предписаний, касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества» 1789 года выпуска, издание женщины-врача М.М. Волковой «Больной ребенок и уход за ним. Подание первой помощи до прибытия врача» (можно также уточнить, что она была председателем общества охраны здоровья женщин, врачом Мариинской женской гимназии), клинические лекции профессора А.А. Остроумова, прочитанные в 1893 – 1894 г.г. и записанные студентом Шингаревым. Эта книга издана в 1895 году. Алексей Александрович Остроумов (1844-1908) – русский врач-терапевт, основатель крупной научной школы. Основные труды по физиологии и патологии кровообращения, ординарный профессор. Личность студента тоже крайне интересна: Андрей Иванович Шингарев в момент выпуска книги, с 1895 года по окончании учебы был практикующим врачом. В 1898 году он стал земским врачом и начал руководить Воронежским медицинским округом. Шингарев публиковался во многих газетах и журналах, участвовал в Русской революции 1905 года, несколько раз избирался депутатом Государственной Думы. После Февральской революции возглавлял продовольственный комитет; в первом кабинете Временного правительства был министром земледелия, позднее занимал пост министра финансов. В июле 1917 года Шингарев вышел из состава Временного правительства, так как был против соглашения с Центральной Радой Украины. Он был активным членом нерегулярной масонской ложи «Великий Восток народов России. 28 ноября 1917 года Шингарев был арестован большевиками в доме Софьи Паниной. Как лидер оппозиции был заключен в Петропавловскую крепость. 19 января 1918 года был переведен вместе со своим товарищем кадетом Федором Кокошкиным в Мариинскую больницу после тяжелой болезни, где они были убиты, по некоторым свидетельствам, матросами.
«Руководство в хирургической клинике и патологии» с предисловием профессора Н.В. Склифосовского, издание «Призрение несчастнорожденных в России» 1912 года, в котором описана система оказания помощи детям с патологиями, «Педиатрия у русского народа» под редакцией доктора медицины В.О. Демича 1892 года выхода в свет – также требующие внимания раритеты.
Эти и многие другие раритеты будут оцифрованы.
Уникальность книг, хранимых коллективом профессионалов и подвижников в библиотеке Педиатрического университета, в том, что эти документы, – если их использовать в обучении – формируют культуру студентов, врачебную и гражданскую ответственность.
Приобщаясь к наследию знаний великих профессоров, просматривая диссертации ныне работающих в Педиатрическом университете ученых, врачей и преподавателей, невольно будешь тянуться к их уровню, формировать свое мировоззрение, гордиться историей и преемственностью петербургской, ленинградской педиатрической школы.
Это открывают фонды библиотеки, ее значение как информационного, просветительского и научно-образовательного