Бизнес-завтрак на тему «Современные образовательные технологии», который организовало деловое издание «Ведомости», прошел с участием руководителей образовательных учреждений, бизнесменов, представителей районных администраций и Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга. В дискуссии принял участие директор Центра профориентации и довузовской подготовки СПбПУ Дмитрий ТИХОНОВ.
Разговор был посвящен системе образования, переживающей сегодня не только в России, но и во всем мире кризисные тенденции. Связано это в первую очередь с процессами глобализации и информатизации, а, следовательно, и со сменой основных приоритетов в обществе. Парадоксально, но процесс информатизации привел к тому, что главным конкурентным преимуществом предприятий стали не технологии, а человеческий ресурс. Это и порождает принципиально новые тенденции в национальных системах образования. Задал тон дискуссии начальник отдела развития образования Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга Валерий ВОЛКОВ, отметив, что сегодня одна из главных целей его ведомства – обеспечить практический инструментарий, чтобы «каждый юный петербуржец имел возможность получить качественное образование».
Директор Центра профориентации и довузовской подготовки СПбПУ Дмитрий ТИХОНОВ затронул в своем выступлении тему поддержки одаренных детей в нашей стране, что в настоящее становится все более актуальным. По его мнению, государство активно работает в этом направлении, внедряя различные программы и проекты типа портала «ПроеКТОриЯ», образовательного центра «Сириус» и многих других – то есть необходимый инструментарий уже существует и действительно можно говорить о формировании системы поддержки талантливых детей. Политех как один из ведущих технических вузов страны старается быть инициатором и участником многих подобных проектов. Другое дело, что существует противоречие, которое в некоторой степени тормозит их развитие. А заключается оно в том, что понятие «талантливые дети» университеты и школы трактуют по-разному. «Нельзя же, в самом деле, определять, насколько школьник талантлив, только по формальным показателям – средним баллам, количеству выигранных им конкурсов, и так далее, – пояснил спикер. – Безусловно, эти критерии важны, но, с моей точки зрения, ключевым может стать такое понятие, как “интерес”. Ведь для университета важно получить студентов, а промышленности и бизнесу в будущем – специалистов, которые заинтересованы в определенной сфере, отрасли, профессии».
Сегодня работа вуза со школьниками заключается в том, что они, например, участвуют в предметных олимпиадах ради поступления в университет без вступительных испытаний или получения высокого балла ЕГЭ. При этом эксперт уверен, что схема взаимодействия должна выглядеть иначе: это «интерес» (то есть направление, специализация, тема, прежде всего, должны интересовать ребенка), «польза» (у школьника после лекции или мастер-класса, в котором он принял участие, должны появиться какие-то новые навыки и знания) и «творчество» (повлияло ли участие в этих лекциях и мастер-классах на создание им чего-то нового по этому направлению). Дмитрий ТИХОНОВ отметил, что для вовлечения ребят в научно-техническое творчество все активнее используется более близкая и интересная для них игровая форма в виде проектного обучения, образовательных и научных смен, конкурсов и других активностей, а университеты, участвующие в этом, получают возможность привлечь уже ориентированных на определенное направление абитуриентов. «Именно это мы и называем профориентацией, – заключил эксперт. – Также хотелось бы отметить, что для построения системы поддержки талантливых детей необходимо обеспечить охват, что особенно важно для такой страны, как Россия. И здесь на помощь могут прийти технологии дистанционного обучения, которые уже активно применяются ведущими вузами. Мы в Политехе одним из основополагающих принципов видим “открытость”, то есть стараемся обеспечить школьникам из любого региона доступ к информации и возможность участия в наших активностях по всем направлениям – это и обучение, и конференции, и олимпиады, и конкурсы».
В продолжение дискуссии другие эксперты поделились идеями о том, как реформировать подход к учебному процессу и повысить качество школьного образования, что способно мотивировать педагогов и как повысить их квалификацию, а также о том, как грамотно выстроить сотрудничество бизнеса и образовательных учреждений.
Материал подготовлен Медиа-центром. Текст: Инна ПЛАТОВА