30 января в РГПУ им. А.И. Герцена состоялась Международная научно-практическая конференция «Образовательная динамика сетевой личности».
Конференция затронула широкий спектр вопросов, связанных с новыми характеристиками личности обучающегося, с необходимостью и возможностью их учета в современном образовательном процессе, с готовностью педагогов использовать возможности сетевой среды, а также с определением поля обновления образовательных программ и процессов подготовки педагогов к работе в новых реалиях образования.
Пленарное заседание в Гербовом зале открыл проректор по инновационной деятельности и информационным технологиям РГПУ им. А.И. Герцена Михаил Юрьевич Пучков. По его словам, в самом названии конференции заложены вопросы, касающиеся интенсивного внедрения новых технологий и совместного существования виртуального и реального пространства. «Само понятие «сетевая личность» в педагогическом контексте остается открытым. Проблемы, связанные с трансформацией личности человека в сетевую личность, когда прежние методические инструменты не работают, следует обсуждать в научных сообществах», — добавил М.Ю. Пучков.
Модератор пленарного заседания, заведующая кафедрой дидактики Елена Витальевна Пискунова передала участникам конференции пожелания успехов в дискуссиях, формировании согласованных позиций и определении направлений исследований по актуальным проблемам создания современной информационно-образовательной среды и развития личности обучающихся с использованием ее ресурсов от первого проректора Герценовского университета, академика РАО Владимира Валентиновича Лаптева. Как отметила Е.В. Пискунова, идея конференции родилась давно и связана с появлением на базе Герценовского университета Института педагогики и кафедры дидактики, и нынешняя конференция должна послужить началом хорошей традиции проведения подобных форумов.
В своем приветственном слове директор Института педагогики Светлана Анатольевна Писарева подчеркнула, что конференция является ответом на вызовы времени и станет началом общего разговора об изменениях в образовательном пространстве, о различии информационных полей учителя и ученика. Она обозначила, что в обсуждение следует включать не только новейшие исследования, но и опыт научных педагогических школ, например кафедры педагогики Герценовского университета, преемником которой является Институт педагогики.
Профессор кафедры дидактики, заведующий научно-исследовательской лабораторией педагогических проблем применения интернет-технологий в образовании Андрей Андреевич Ахаян своим выступлением пригласил коллег к размышлению о сетевой личности как педагогическом понятии, что вызвало у коллег живую дискуссию. В его докладе были даны возможные характеристики сетевой личности, связанные с резким ростом скорости обмена информацией в сетевых сообществах.
Профессор кафедры психологии профессиональной деятельности Наталья Николаевна Королева и доцент Ирина Марковна Богдановская в совместном докладе дали подробную характеристику «человека информационного» (homo informaticus), назвали риски погруженности в киберпространство, выявили основные тенденции киберсоциализации, познакомили с последними исследованиями, посвященными проблемам сетевой идентичности и киберпространства.
В конференции в режиме on-line приняли участие зарубежные коллеги. Доктор Доменик Ферпортен (Университет Льежа, Бельгия) рассказал о «декодировании дисциплин» как подходе к решению проблемы учебной деятельности студентов, связанной с образующимся разрывом между качеством и объемом учебного материала, подлежащего усвоению, и реально усвоенным студентом.
Доктор Университета Осло Метрополитан Луиз Мифсуд рассказала о нововведениях в норвежской системе образования, согласно которым цифровой компетентности будущих учителей будет уделяться особое внимание.
Дискуссия продолжилась в формате секций: «Самоидентификация личности в реальной жизни и в Глобальной сети», «Педагогическая деятельность в условиях вызовов Глобальной сети», «Подготовка педагогов к современным реалиям профессиональной деятельности». На секциях рассматривались вопросы технологий электронного обучения, современные разработки в этой области, в том числе, на базе Герценовского университета, проблемы подготовки педагога для работы с учениками в сети, технической грамотности учителя и ученика, внедрения массовых открытых онлайн-курсов и смешанного обучения, педагогические аспекты самоидентификации ребенка в сети.
Конференция завершилась подведением итогов работы секций и принятием итогового документа конференции. Докладчики отметили, что педагогическая деятельность приобретает новые характеристики и превращается в управление процессом обучения с использованием новых ресурсов. В связи с этим перед высшей школой стоит острая проблема: подготовка учителя, способного решать новые профессиональные задачи, связанные с обучением детей, родившихся и взрослеющих в сетевую эпоху и потому обладающих ценностями, знаниями и навыками, источником которых являются новые возможности Глобальной сети. В ближайшей перспективе участники конференции, опираясь на опыт реализации успешных моделей такой подготовки, предложили создать обобщенную модель, которую можно будет применять в вузах. Кроме того, была обозначена необходимость проведения междисциплинарных исследований самоидентификации личности в Глобальной сети и установления соотношения понятий «сетевая личность» и «сетевая идентификация».
В мероприятии приняли участие ведущие ученые, преподаватели и студенты Герценовского университета, СПбГУ, МГПУ, Дальневосточного федерального университета, СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича, АППО, Университета промышленных технологий и дизайна, а также руководители и педагоги школ и колледжей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В формате видеоконференции присоединились коллеги из Бельгии, Германии, Китая, Финляндии и Норвегии.