Сегодня, 1 февраля, делегация ведущего автомобилестроительного предприятия России посетила СПбПУ. Руководство вуза и АВТОВАЗа обсудило дальнейшие перспективы долгосрочного сотрудничества по привлечению талантливых выпускников в компанию, а также совместную инновационную деятельность и реализацию крупных проектов. Итогом визита стало подписание генерального договора о сотрудничестве и соглашения о вступлении ПАО АВТОВАЗ в консорциум Центра НТИ СПбПУ.
Приветствуй гостей, ректор напомнил, что наш университет, который совсем скоро отметит 120-летие со дня основания, является одним из ключевых центров российского политехнического образования, лидером в мультидисциплинарных научных исследованиях, передовых технологиях мирового уровня и наукоемких инновациях. Выпускники вуза могут решать сложнейшие инженерные задачи в кратчайшие сроки за счет использования цифровых технологий. По мнению А.И. РУДСКОГО, актуальной проблематикой не только для России, но и в мире является развитие взаимодействия науки и бизнеса. Ведь инновационное развитие предприятия невозможно без опоры на научные исследования и разработки. «Наш университет активно развивает сотрудничество с мировыми и российскими лидерами автомобилестроения, авиа- и судостроения, энергетики. Постоянная вовлеченность в эту работу позволяет нам оставаться на технологическом фронтире, развивать существующие и приобретать новые компетенции», – пояснил ректор.
Сегодня АВТОВАЗ является ведущим автомобилестроительным предприятием России, продукция которого занимает 20% отечественного рынка, и одновременно частью глобального альянса Renault-Nissan-Mitsubishi. Это дает возможность обмениваться опытом и лучшими практиками, а сотрудникам – выстраивать карьеру в глобальной международной корпорации. Президент ПАО «АВТОВАЗ» Ив КАРАКАТЗАНИС отметил, что визит в СПбПУ важен для понимания того, в каких сферах деятельности можно развивать сотрудничество. Он рассказал о компании и поделился задачами на ближайшее будущее. В частности, АВТОВАЗ уже реализует амбициозный среднесрочный план, нацеленный на усиление и развитие бренда LADA как в России, так и за рубежом. «У нас в планах разработка и запуск многих новых продуктов, и в этом направлении ключевым является сильный и эффективный инжиниринг, – пояснил он. – Нам важно и тесное взаимодействие с университетами, чтобы мы могли разрабатывать и адаптировать ваши образовательные программы под наши потребности».
Г-н КАРАКАТЗАНИС отметил, что для реализации планов компании нужны молодые, энергичные специалисты. Президент АВТОВАЗа сообщил, что в 2017 году предприятие приняло на работу 155 инженеров, в 2018-м – еще 400, а в ближайшие годы собирается принять еще 1000 специалистов, поэтому для начинающих инженеров это отличная возможность сделать международную карьеру в мировом автомобильном альянсе. «Мы знаем, что вы готовите сильных, хороших инженеров, который смогут стать частью АВТОВАЗа, а в более глобальном смысле – частью мощного международного альянса. Так что для студентов это хорошие карьерные возможности», – уверен Ив КАРАКАТЗАНИС. Кстати, во встрече с руководством АВТОВАЗа участвовали наиболее успешные студенты Политеха. Они смогли лично задать президенту компании интересующие их вопросы. В частности, молодых людей волновало, есть ли возможность у магистров пройти стажировку на АВТОВАЗе, не собирается ли компания открывать производство в Санкт-Петербурге, и т.д.
За процессы разработки автомобилей и развития инженерных компетенций АВТОВАЗа отвечает исполнительный вице-президент по инжинирингу г-н Сельчук КУРА. Он подробно рассказал о службе инжиниринга АВТОВАЗа, которая обладает самым современным техническим и программным обеспечением для проектирования и разработки автомобилей. Как и сама компания, служба инжиниринга АВТОВАЗа является частью глобального альянса Renault-Nissan-Mitsubishi. «Наша скорость приема на работу и обучение уже достаточно высоки, но этого все равно недостаточно, чтобы реализовать наши крупные проекты. Поэтому мы начали работать по аутсорсингу с провайдерами инжиниринговых услуг в России. Мы работаем с такими компаниями, как Segula, Idiada, Akka, Assystem, и для нас важно, чтобы работы выполнялись на конкурентоспособном уровне и были сделаны компетентно», – пояснил г-н КУРА.
О возможностях Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ и, в частности, опыте взаимодействия с автопромом, рассказал заместитель руководителя, главный конструктор Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (ИЦ ЦКИ) СПбПУ О.И. КЛЯВИН. Сотрудники ИЦ СПбПУ владеют компетенциями мирового уровня, решают промышленные задачи любого уровня сложности в рамках полного цикла работ по проектированию и инжинирингу в различных отраслях. В частности, в автомобилестроении, начиная с разработки кузова и заканчивая усовершенствованием технических характеристик автомобиля в соответствии с мировыми стандартами. Сегодня Центр компьютерного инжиниринга СПбПУ органично встроен в технологические цепочки таких мировых лидеров автомобильной промышленности, как BMW, Volkswagen, General Motors, КамАЗ, УАЗ и многих других. Это подтверждает востребованность научных разработок Политеха.
Признанием высокого уровня этих разработок, как пояснил ректор СПбПУ А.И. РУДСКОЙ, стала победа нашего университета в конкурсе Центров Национальной технологической инициативы (НТИ). В 2017 году на базе Института передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ создан Центр НТИ «Новые производственные технологии». А ядром Центра НТИ является Инжиниринговый центр «Центр компьютерного инжиниринга», который имеет уже более чем 30-летний опыт реализации проектов в интересах мировых промышленных лидеров. Для реализации программы Центра НТИ Политехнический университет сформировал консорциум, куда вошли более 50 партнеров – 16 ведущих университетов (включая МГУ, СПбГУ, Сколтех и др.), госкорпорация «Ростех», научные организации, крупные промышленные предприятия – лидеры отраслей КамАЗ, УАЗ, ОДК, ОАК, ОСК и др.
Ректор СПбПУ отметил, что у вуза с 80-х годов XX века накоплен положительный опыт работы и с АВТОВАЗом, и что сейчас пришло время вывести это сотрудничество на новый уровень. «Масштабы и динамика развития АВТОВАЗа поражают. Убежден, что мы совместно подготовим образовательные целевые программы и включим в учебный план обязательные для будущих инженеров АВТОВАЗа дисциплины. Это поможет им стать востребованными и компетентными специалистами с первых дней. Мы хотим внести вклад в российскую автомобильную промышленность, которая является показателем реального развития государства и основным драйвером развития экономики», – отметил А.И. РУДСКОЙ после подписания генерального договора о сотрудничестве.
«Мы являемся центром компетенций в области передовых производственных технологий, сформировали уникальный консорциум и чрезвычайно рады, что сегодня в него вступает и АВТОВАЗ», – прокомментировал соглашение о вступлении АВТОВАЗа в консорциум Центра НТИ СПбПУ проректор по перспективным проектам СПбПУ А.И. БОРОВКОВ. Алексей Иванович сообщил, что уже намечен детальный план работы по всем направлениям, важным для автомобильного инжиниринга, касающийся разработки, сопровождения, испытаний, создания новых автомобилей, которые, по мнению Алексей Ивановича, «будут занимать первые места и в России, и мировых рейтингах».
В продолжение визита делегация АВТОВАЗа посетила Суперкомпьютерный центр «Политехнический», ознакомилась с презентациями деятельности четырех институтов, входящих в состав университета, а также с представителями Отдела практики и трудоустройства обсудила вопросы дальнейшего взаимодействия, целевого обучения и участия ПАО «АВТОВАЗ» в Молодежном карьерном форуме СПбПУ.