Международное образование, развитие сквозных технологий, сотрудничество вузов с индустрией, информационные технологии в образовательном процессе – это далеко не полный перечень тематик, которые обсуждались на семинаре-конференции Проекта 5-100 в СПбПУ. В этом году Политехнический университет стал площадкой для тиражирования лучших практик участников проекта и повышения квалификации сотрудников российских вузов.
Программа мероприятия была рассчитана на два дня. 16 мая после официального открытия и пленарной сессии 600 участников форума распределились по секциям и продолжили работу в рамках шести круглых столов. Эксперты из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Калининграда, Томска, Тюмени и других городов делились лучшими практиками, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности российского образования. В качестве спикеров семинара-конференции выступили более 10 представителей Политехнического университета.
Отдельный трек семинара-конференции был посвящен международной деятельности. Поскольку тема научно-технологических партнерств с дальневосточными экономиками особенно актуальна для российских вузов, на одном из круглых столов сотрудники Политеха представили лучшие практики по взаимодействию с Китаем и другими странами АТР. В 2016 году Политехнический университет стал первым российским вузом, который открыл официальное представительство в Китае. Сегодня Представительство СПбПУ в Шанхае рассматривается как инструмент международной репутации и продвижения университета, уверен Владимир ХИЖНЯК, начальник Управления международного сотрудничества СПбПУ. «Для нас представительство – это мост между Китайской Народной Республикой и Санкт-Петербургом, потому что на его площадке очень эффективно развивается сотрудничество российских и китайских ученых, представителей бизнеса и промышленности», – подчеркнул Владимир ХИЖНЯК.
Большой интерес вызвал опыт СПбПУ по проведению Международных летних политехнических школ. В прошлом году в ней приняли участие более 700 студентов из разных стран мира, а в этом году ожидается уже 900. Пройти обучение можно будет по 35 образовательным программам различных направлений. «Летняя школа – это инкубатор сетевых программ, – уверена Дарина КЛИМОВА, ведущий специалист Отдела международных образовательных программ СПбПУ. – Мы можем его использовать как инструмент для апробации новых программ, отработки механизма академического, финансового и административного взаимодействия. Это делает понятной схему работы между двумя вузами на первоначальных этапах сотрудничества».
Международные летние школы и другие формы взаимодействия с зарубежными вузами оказывают серьезное влияние на позицию университета в мировых рейтингах. Кстати, именно они учитываются в большинстве национальных программ поддержки получения образования за рубежом. Каковы факторы продвижения университетов в глобальных рейтингах и как повысить наукометрические показатели вузов, обсуждалось на круглом столе «Рейтинги и наукометрия». Региональный директор THE в России и странах СНГ привел интересную статистику, что 689 миллионов человек, а это почти 10% всего населения Земли, получили доступ к информации о рейтингах через СМИ, социальные сети и другие каналы. Это говорит о необходимости попадания в мировые рейтинги и активного распространения информации о достигнутых результатах.
В первый день работы конференции обсуждались и особенности PR-продвижения вузов, а также создание на базе университетов «Точек кипения» – пространств коллективной работы между наукой, образованием и бизнесом, где можно внедрять новые образовательные форматы. Планируется, что до конца 2019 года в российских вузах, в том числе и в Политехе, появится 50 «Точек кипения». Провел презентацию проекта и ответил на вопросы участников ответственный исполнитель данного проекта Анатолий СЕМЕНОВ.
17 мая, во второй день работы форума, состоялся круглый стол по развитию сквозных технологий в кооперации с центрами компетенций Национальной технологической инициативы. С докладами выступили руководители девяти центров НТИ, а также представители промышленности, которые заинтересованы в развитии подобного сотрудничества. Опыт Политехнического университета презентовал проректор по перспективным проектам, руководитель Центра НТИ «Новые производственные технологии» Алексей БОРОВКОВ. Он отметил, что Центр НТИ СПбПУ является инфраструктурной основой взаимодействия научных, образовательных и промышленных организаций для обеспечения глобальной конкурентоспособности отечественных компаний-лидеров на рынках НТИ и в высокотехнологичных отраслях промышленности.
Сегодня же в рамках форума обсудили влияние цифровизации на развитие информационно-библиотечных технологий. Информационно-библиотечный комплекс (ИБК) Политеха входит в число лидеров по созданию собственных электронных коллекций и продвижения электронных баз данных. О том, как эволюционирует научная библиотека в электронной образовательной среде вуза, рассказали директор ИБК СПбПУ Александр ПЛЕМНЕК и его заместитель Наталия СОКОЛОВА.
Рабочая программа конференции завершилась круглым столом, посвященным молодежным научным турнирам и развитию проектной деятельности студентов. В Политехническом университете это направление представлено очень широко. В пример можно привести инженерные соревнования «Кубок ректора», где студенты в командах решают реальные технические задачи. Много программ реализует Центр научно-технического творчества молодежи Фаблаб Политех. Это и проектные школы фаблаба – ее участники за 6 дней могут создать опытный образец или прототип своей технологической идеи, и курс FabPro, в рамках которого студенты получают знания в области CAD и CAM программ. Завершился круглый стол проведением турнира Science Slam.
На протяжении двух дней семинара-конференции перед началом работы участников знакомили с инфраструктурой и достижениями Политехнического университета. На выбор было предложено пять маршрутов , в рамках которых можно было посетить Суперкомпьютерный центр «Политехнический», Лабораторию сварки трением с перемешиванием, Научно-образовательный центр «Газпромнефть-Политех», НИК «Нанобиотехнологии», Фаблаб Политех, а также конструкторское бюро СПбПУ на базе Балтийской промышленной компании, где участники познакомились с производством, учебным центром и разработками предприятия. «Мы увидели много современных научных комплексов, но самое важное, что эти комплексы используются в учебном процессе, – поделился впечатлениями от экскурсии Александр ШЕЛУПАНОВ, ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. – Главная задача и нашего университета, и Петербургского Политеха – это вести опережающую подготовку кадров. Это возможно только с помощью современной лабораторной базы, и инфраструктуру Политеха в этом смысле можно причислить к одной из образцовых».
17 мая XXVII семинар-конференция Проекта 5-100 в Политехе завершил свою работу. Позади десятки выступлений, сотни вопросов и ответов, часы дискуссий о будущем российского образования и науки. Именно на таких мероприятиях задается вектор развития и создаются новые формы сотрудничества.
Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Текст: Илона ЖАБЕНКО