16-17 мая в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого проходит XXVII семинар-конференция Проекта 5-100. Мероприятие собрало более 600 участников из 160 вузов России. Тематика круглых столов, которые будут проходить в рамках конференции на протяжении двух дней, заинтересовала представителей государственного управления, бизнеса и СМИ. Открылся форум панельной дискуссией, посвященной роли университетов в глобальном устойчивом развитии.
В приветственном слове ректор Политеха академик РАН Андрей РУДСКОЙ отметил значимость Проекта 5-100. «Это системная программа, которая в корне меняет образ университета, психологию и мировоззрение сотрудников, а также формирует видение развития вузов для тех, кто пока еще не вошел в Проект 5-100, – сказал Андрей РУДСКОЙ. – И здесь главное не строчка в рейтинге. Миссия вузов-участников Проекта 5-100 – оказывать системное влияние на образовательную, научную, промышленную и экономическую среду нашего государства».
О том, что Проект 5-100 развивается стремительно, можно судить и по количеству участников семинара-конференции. Если в 2014 году в мероприятии принимали участие около 200 человек, то на сегодняшний день эта цифра возросла втрое. Семинар-конференция зарекомендовал себя как площадка для обмена лучшими практиками и наиболее успешными кейсами в вопросах повышения конкурентоспособности, в том числе и на международной арене.
В связи с этим к представителям российских вузов обратился старший вице-президент Российского экспортного центра Игорь ЖУК. Он отметил, что в России получают образование более 200 тысяч иностранных студентов. Однако, уверен эксперт, потенциал экспорта отечественного образования существенно выше. Для развития данного направления Минобрнауки запустило проект «Экспорт образования». Стоит отметить, что Политех стал одним из первых вузов-участников этого консорциума. Игорь ЖУК рассказал подробнее о проекте и призвал вузы активнее включаться в его работу. Тем более что «Экспорт образования» отвечает одной из главных задач Проекта 5-100 – повышению конкурентоспособности российского образования.
После эксперты перешли к выступлениям на панельной сессии «Роль университетов в глобальном устойчивом развитии. Опыт СПбПУ». Дискуссию модерировал вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир КНЯГИНИН. «Время подводить итоги и ставить задачи», – задал тон обсуждению вице-губернатор. Параметры следующего этапа реализации Проекта 5-100 уже объявлены: нас ожидает расширение количества участников до трех десятков. На данный момент в проект входит 21 вуз, три из них – петербургские. «Мы бы хотели, чтобы еще 1-2 вуза из Санкт-Петербурга стали участниками Проекта 5-100», – отметил вице-губернатор.
Помимо Проекта 5-100, среди форматов работы с высшей школой на ближайшие 5 лет Владимир КНЯГИНИН отметил такие, как формат федеральных университетов, научных образовательных центров, в том числе и мирового уровня, центров компетенций Национальной технологической инициативы. На протяжении всей дискуссии эксперты подводили итоги, приводили примеры и ставили задачи на долгосрочное развитие в контексте заявленных направлений.
Первым выступил ректор СПбПУ Андрей РУДСКОЙ. Он рассказал о том, как программа повышения конкурентоспособности повлияла на оптимизацию образовательного и научного процессов в вузе. При этом стратегия Проекта 5-100 является составной частью глобальной миссии университета, которая заключается во внедрении современных подходов в разработку новых технологий. В Политехе в качестве драйвера этого процесса выступил Инжиниринговый центр СПбПУ. «Новое время диктует новые принципы работы, – уверен ректор. – На вложенный государством рубль в проект мы должны, по меньшей мере, привлечь такую же сумму из бизнеса. За время существования Инжинирингового центра этот показатель возрос до соотношения 1 к 10».
Для обеспечения работы производств новой формации необходимы кадры. В 2015 году в Политехе был организован первый в России Институт передовых производственных технологий, где студенты обучаются через практику, через реализацию конкретных инновационных проектов. Следующим этапом стало создание Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии». «Таким образом формируется бренд университета как центра передовых производственных технологий», – уверен Андрей РУДСКОЙ.
Однако цифровым в современном мире становится не только производство, но и образование. Об управлении изменениями в образовательной деятельности в эпоху цифровых трансформаций рассказала проректор по образовательной деятельности СПбПУ Елена РАЗИНКИНА. «Мы видим себя цифровым университетом платформенного типа», – подчеркнула проректор, отметив, что в Политехе в учебный процесс внедрена электронная информационно-образовательная среда. Она включает в себя МООК-курсы, личные кабинеты и портфолио, информационно-библиотечный комплекс и многое другое. «Мы в полной мере показали использование онлайн-технологий в образовательном процессе на процедуре государственной аккредитации, которую успешно прошли в прошлом году», – отметила Елена РАЗИНКИНА.
Затем о взаимодействии с Политехническим университетом рассказали промышленные партнеры вуза. Так, вместе с ПАО «ОДК-Сатурн» Политех реализует программы акселерации, а совместно с холдингом «Ленполиграфмаш» создана базовая кафедра «Процессы управления наукоемкими производствами», которая интегрирует науку, производство и высшее образование.
В ближайшее время в Политехе планируется создать «Точку кипения». Это пространство коллективной работы, где можно получить консультацию ведущих специалистов в разных областях, принять участие в образовательных программах и найти единомышленников. «Учитывая, что Политех поставил перед собой амбициозную задачу – построить технологическую долину, “Точка кипения” в данном случае выступит агрегатором методик работы и взаимодействия с акселерационными программами для повышения компетенций промышленных предприятий», – прокомментировал создание «Точки кипения» в Политехе Кирилл СОЛОВЕЙЧИК, генеральный директор холдинга «Ленполиграфмаш».
Эксперты на протяжении двух часов обсуждали современные тренды в образовании, форматы взаимодействия вузов с промышленностью и задачи, которые необходимо поставить на следующий этап реализации Проекта 5-100. После панельной дискуссии работа продолжилась по секциям: в рамках форума пройдет 11 круглых столов, на которых будет обсуждаться широкий круг вопросов, посвященных интернационализации образования, наукометрии, PR-продвижению и другим аспектам повышения конкурентоспособности российских вузов.
Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Текст: Илона ЖАБЕНКО