20-23 мая 2019 года в Петербургском государственном университетe путей сообщения Императора Александра I прошла IV Международная научно-техническая конференция «Транспортное строительство в холодных регионах» (TRANSOILCOLD 2019), приуроченная к 210-летию Университета и 100-летию факультета «Транспортное строительство».
Решение сложнейших задач объектов транспортной инфраструктуры, в частности, железных и автомобильных дорог, в Арктических регионах невозможно без использования передового международного опыта. Выбор ПГУПС как места проведения очередной конференции подтверждает его статус компетентного международного научного центра транспортной отрасли.
Цель конференции TRANSOILCOLD 2019 — осветить широкий круг проблем проектировщиков, строителей, владельцев инфраструктуры, возникающих в период проектирования, постройки и эксплуатации транспортных объектов в холодных и Арктических регионах.
Конференция проводилась при поддержке Международного общества по механике грунтов и геотехнике, в том числе технических комитетов: TC202 «Транспортная геотехника», TC215 «Геотехника и экология», TC216 «Геотехника мёрзлых грунтов», Международного общества геосинтетических материалов, Международного сообщества молодых мерзлотоведов.
21 мая в Актовом зале прошло пленарное заседание конференции TRANSOILCOLD 2019. С приветственным словом к участникам обратился ректор А.Ю. Панычев. По его словам, площадка для проведения столь представительного научного форума выбрана не случайно. За последние годы сотрудники Университета обеспечивали и продолжают обеспечивать научное сопровождение крупных транспортных инвестиционных строительных проектов, реализуемых на востоке, юге и севере нашей страны. Мы также являемся техническим экспертом проекта «Северный широтный ход». Александр Юрьевич отметил, что, несмотря на имеющийся мировой опыт строительства железных и автомобильных дорог в холодных регионах, есть и остаются нерешёнными проблемы обеспечения надёжности зданий и сооружений, возводимых и эксплуатируемых на многолетнемёрзлых и на слабых водонасыщенных грунтах. В частности, более 60 % территории России расположено в районах распространения вечной мерзлоты и болот. В то же время программы развития транспортной сети на ближайшие десятилетия предусматривают масштабное транспортное освоение территорий Крайнего Севера Российской Федерации. И первоочередным проектом, известным сегодня как Северный широтный ход, реализация которого уже начата, является строительство новой железной дороги Салехард — Надым. В свете этого, по глубокому убеждению ректора, конференция TRANSOILCOLD 2019 как нельзя более актуальна, и её решения принесут ощутимую пользу для строителей транспортников.
В конференции приняли участие специалисты из Германии, Казахстана, Канады, Китая, Пакистана, Польши, России, США, Чехии и Южной Кореи.
На секционных заседаниях обсуждались вопросы применения геосинтетических материалов в транспортном строительстве, разработки геоэкозащитных материалов, конструкций и технологий для транспорта, стабилизации транспортных сооружений, динамики грунтов, проектирования, строительства и эксплуатации транспортной инфраструктуры в холодных регионах, моделирования, проектирования, строительства и эксплуатации земляного полотна железных и автомобильных дорог и геотехнических сооружений, влияния вечной мерзлоты на состояние транспортных сооружений. Были сделаны доклады и сообщения об инженерных изысканиях и натурных экспериментах, проблемах замерзания и оттаивания, лабораторных исследованиях грунтов, подземном строительстве в холодных регионах.
В рамках конференции прошла встреча российского отделения Международного геосинтетического общества.
Сборник трудов конференции будет опубликован в электронном виде в открытом доступе и включён в наукометрические базы Scopus/Web of Science.