5 июня 2019 года в ходе рабочей встречи руководители и специалисты СПбПУ и ПАО «КАМАЗ» подвели промежуточные итоги совместной работы по реализации комплексного научно-технического проекта «Универсальная модульная платформа автобуса, электробуса, троллейбуса».
Напомним, соглашение о партнерстве с целью объединения усилий лидера российского грузового машиностроения и ведущего технического вуза страны для реализации данного проекта было подписано год назад – на XXII Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2018). Целью соглашения является создание инновационной, универсальной модульной платформы для нового модельного ряда автобусов, электробусов, троллейбусов средней, большой и особо большой вместимости с различными типами двигателей: дизельным, газовым, электрическим, гибридным. Универсальная пассажирская платформа (УПП) предполагает унификацию модулей экстерьера и интерьера, что позволяет сократить временные и финансовые затраты на производство, обслуживание и ремонт машин, снизить их снаряженную массу, достигая, таким образом, улучшения экологических показателей.
Проект предполагает применение передовых производственных технологий: новых и перспективных материалов специального назначения, аддитивных технологий производства, промышленной робототехники, разработку цифровых двойников различных вариантов исполнения УПП, ее элементов и сопутствующего производства, а также разработку виртуальных испытательных полигонов и виртуальные испытания УПП на соответствие сертификационным требованиям. Головным исполнителем проекта выступает Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
Ректор СПбПУ, академик РАН Андрей Рудской отметил, что «перспективы взаимодействия уже понятны». «У нас накоплен положительный опыт работы с КАМАЗом в рамках текущих совместных проектов, а наша общая цель – создание автомобилей, отвечающих мировым тенденциям и современным требованиям рынка. Мы ответственно подходим к этому сотрудничеству и ценим, что нам удалось наладить контакт. Уверен, что сегодняшние промежуточные отчеты это подтвердят, а наши совместные проекты будут способствовать выходу российской автомобильной промышленности на совершенно новый уровень», – сказал Андрей Рудской.
Андрей Рудской поздравил генерального директора ПАО «КАМАЗ» с присуждением ему ежегодной бизнес-премии «Лучшие в России: Компании, Персоны, Проекты года» в номинации «Машиностроение», а также с открытием в Набережных Челнах нового завода по производству каркасов кабин «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» и началом серийного производства нового модельного ряда – автомобилей поколения К5. Ректор добавил, что КАМАЗ не останавливался в своем развитии, а использование такого количества передовых производственных технологий беспрецедентно. У нового производства самый высокий уровень автоматизации в нашей стране (более 80%), на заводе установлено более 100 роботов, которые могут менять свой функционал.
Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин уверил, что будущее за общественным транспортом. А значит, уже сегодня этот сегмент нужно развивать опережающими темпами. «Меняется дорожная обстановка во всех крупных городах, поэтому неизбежны изменения в принципах использования общественного транспорта, – пояснил он. – Автобусное производство становится востребованным, пакет таких заказов приобретает невероятные размеры, и мы вынуждены наращивать мощности и объемы выпуска продукции, при этом повышая ее качество в течение всего жизненного цикла. Вместе с Политехом мы применяем совершенно новые бизнес-модели и бизнес-процессы, для нас это задача стратегического значения».
Техническое задание проекта только на первом этапе (включая обзор автобусов-аналогов, выбор базового автобуса семейства, разработку концептуальных предложений по каркасу автобуса, анализ применяемых для каркаса материалов, разработку технических требований на базовый автобус, анализ вариантов реализации систем автобуса и предложения по применению в проекте УПП, разработку стилевых направлений по экстерьеру, и др.) включает более 80-ти пунктов, по каждому из которых на встрече были представлены конкретные результаты.
«Данный проект является результатом плодотворного сотрудничества СПбПУ и КАМАЗа», – сказал проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» Алексей Боровков. – Ключевая задача проекта – создание принципиально новой, глобально конкурентоспособной, высокотехнологично продукции в сфере пассажирского транспорта».
О ходе реализации и промежуточных результатах проекта «Универсальная пассажирская платформа» рассказал заместитель руководителя, главный конструктор Центра НТИ СПбПУ Олег Клявин. Текущие результаты разработки кузова, системы двигателя, управляемости и плавности хода, электрики и электроники, климатической системы, стиля и дизайна УПП представили специалисты Центра НТИ СПбПУ.
Итогом рабочего совещания стало утверждение результатов первого – концептуального этапа проекта и старт второго этапа, который предполагает эскизное проектирование. «Оглядываясь назад, я с уверенностью могу сказать, что мы сделали большой шаг вперед в проектировании автобусов, электробусов и троллейбусов. Результаты первого этапа проекта это подтверждают», – отметил заместитель генерального директора по пассажирскому транспорту ПАО «КАМАЗ» Николай Пронин.
В завершение встречи участники обсудили дальнейшие шаги и план работ по проекту «Универсальная пассажирская платформа», а также договорились об организации рабочей встречи для оценки реализации второго этапа проекта.