Корпоративный акселератор ГТЛК – масштабный комплексный проект, у которого нет аналогов в мире — запущен в августе 2019 года. Это комплексная программа развития инновационных проектов в транспортной отрасли, направленная на поиск и внедрение передовых решений в данной сфере. Технологическим партнером ГТЛК выступает платформа GenerationS — платформа по развитию корпоративных инноваций; крупнейший корпоративный акселератор России и СНГ, который организован АО «Российская венчурная компания» в 2013 году.
Команды из России, Германии, Канады, Израиля, Сингапура, Эстонии и Армении, прошедшие предварительный этап экспертизы, презентовали жюри свои проекты в области воздушного, железнодорожного, пассажирского, грузового и водного транспорта в формате короткой сессии. Участники стартапов представили свои уникальные решения, рассказали, в чем состоит их инновационность, преимущества перед конкурентами, оценили стоимость и экономическую эффективность, а также раскрыли, каким они видят практическое применение технологии в компании. Выступление команд стартапов завершилось 5-минутной сессией вопросов от жюри.
По итогам встречи эксперты ГТЛК и компаний-партнеров акселератора — ВЭБ.РФ, ГК InfoWatch, ОАО «РЖД», ГК «Транспортные системы», АО «ОСК» и ПАО «ОАК» — отобрали 11 наиболее перспективных проектов, 9 из которых – российские. Все они пройдут в следующий этап – промышленную акселерацию. Большая часть отобранных стартапов представляют кросс-отраслевые решения, которые могут найти применение в разных сегментах транспортного сектора.
Из отобранных российских стартапов I место по количеству полученных баллов занял проект студенческого конструкторского бюро СПбГМТУ «Необитаемый надводный аппарат осмотрового класса», который представила инженер СКБ, магистрант ФКиО (гр. 1260) Ксения Сандревская.
Промерный катамаран «Аквариус» — платформа-носитель для получения батиметрических данных в судоходных районах, обеспечения дноуглубительных работ и контроля состояния глубин судоходных путей. Позволяет в автоматическом режиме осуществить промер глубин без привлечения промерной партии, что практически в ; раза удешевляет стоимость создания карт рельефа по сравнению с современными методами дноуглубительных компаний. Такие роботы способны существенно ускорить подготовку и обновление судоходных фарватеров, лоций.
Опытный образец катамарана, разработанный СКБ в 2018-2019 гг., имеет габариты 1400х1000х435 мм, массу 40 кг, способен работать в автономном режиме четыре часа, перемещаясь по акватории со скоростью до трех м/c и с полезной нагрузкой (оригинальным эхолотом совместной разработки СКБ СПбГМТУ и ООО «Нониус») до 10 кг. С учетом наличия в РФ 15-ти речных бассейнов, до 300 песчаных карьеров, 200 земснарядов, активно работающих на внутренних акваториях государственных (Росморпорт, Росморречфлот) и коммерческих структур рынок для внедрения такой надводной робототехники является весьма обещающим — до полумиллиарда рублей. По сравнению с зарубежными аналогами (Sonobot, ФРГ и др.) предложенный СКБ СПбГМТУ робот дешевле в четыре раза.
Участников акселератора ждет трехмесячная программа развития проекта, а также возможность провести пилотные испытания для решения реальных бизнес-задач. По итогам акселерации лучшие стартапы получат возможность масштабировать свой бизнес вместе с ГТЛК и партнерами программы.
Сертификат Акселератора ГТЛК, полученный разработкой СПбГМТУ, предполагает заключение с разработчиками контракта на обучение в Москве по программам GenerationS и инвестирование ГТЛК пяти миллионов рублей в доведение представленного опытного образца до уровня промышленного с последующей закупкой.
Надводный робот-промерщик СПбГМТУ и его представление на акселераторе в Москве является полной инициативой студентов СПбГМТУ – сотрудников СКБ, на начальном этапе поддержанной Управлением оборонных исследований и разработок, а также ООО «Нониус».