15 сентября исполняется 126 лет со дня рождения Александра Фёдоровича Тура. Его имя неразрывно связано с Ленинградским педиатрическим инститом. Александр Фёдорович в разное время руководил ключевыми кафедрами вуза. Тура по праву считают одним из основателей отечественной школы педиатрии. Он автор целого ряда научных разработок и медицинских инноваций. 

Выдающийся врач родился в 1894 году, в семье известного учёного, приват-доцента кафедры физиологии Императорского Санкт-Петербургского университета, Фёдора Евдокимовича Тура. Детские годы он провёл на Васильевском острове, окончил с золотой медалью престижную Ларинскую петербургскую гимназию.

В 1911 году Александр Тур поступил в Военно-медицинскую академию – среди его учителей были настоящие светила медицины, такие как Иван Петрович Павлов, Александр Александрович Максимов, Николай Павлович Кравков, один из первых педиаторов России Александр Николаевич Шкарин …

Летом 1915-го, через после начала Первой мировой войны, Тура, как и многих других слушателей академии, отправили на фронт в должности зауряд-врача – дабы восполнить нехватку медицинского персонала. Александр Фёдорович попал в госпиталь Новогеоргиевской крепости, в 30 км от Варшавы – место тяжелейших боёв. Во время августовской осады он лечил защитников крепости, потом – вместе со всем гарнизоном – был пленён, перевезен в лагерь Тухоля, где продолжал оказывать помощь раненым и больным.

Вернуться к учёбе Тур смог только в 1918 году. Он блестяще окончил академию и планировал продолжить научную деятельность, избрав кафедру детских болезней профессора Шкарина. Но этим планам помешала Гражданская война: Тур снова оказался в рядах Действующей армии.

Его возвращению в академию в 1921 году предшествовало трагическое событие: после автомобильной аварии скончался профессор Шкарин. Выборы нового начальника кафедры состоялись 28 мая 1921 года. С этого дня и на следующие 40 лет руководителем кафедры стал 36-летний профессор Михаил Степанович Маслов, с которым судьба связала Тура на всю последующую жизнь.

В сентябре 1921 года Александр Фёдорович стал ординатором детской клиники, а с февраля следующего года — младшим преподавателем кафедры. Последующие годы он посвятил науке – опубликовал более 20 работ, активно занимался изучением активности некоторых ферментов, холестерина крови и мочи у здоровых детей и при аномалиях конституции, анемиях, диспепсиях. В1924 году Тур защитил диссертацию «Протеинотерапия и её влияние на организм ребёнка» на степень доктора медицины. В 1928 года в соавторстве с Масловым издал свою первую монографию «Расстройства питания и пищеварения у детей грудного возраста».

В январе 1925-го в Ленинграде открылся научно-практический институт Охраны материнства и младенчества им. Клары Цеткин. Маслов, ставший вскоре заместителем директора этого института, пригласил Тура на должность научного сотрудника и заведующего биохимической лабораторией.

В 1930-м Александр Фёдорович возглавил кафедру физиологии, гигиены и диететики раннего детского возраста. С этого момента Александр Фёдорович оставил ВМА и полностью сконцентрировался на работе в институте Охраны материнства и младенчества.

В 1935 году институт ОММ был преобразован в учебный и получил название Ленинградский педиатрический медицинский институт (ЛПМИ). На этапе становления педиатрического образования Тур все силы отдавал разработке методики преподавания – сначала пропедевтического курса, затем госпитального. Но эту планомерную деятельность прервала Великая Отечественная война.

Уже в июне 41-го 129 врачей и 150 медицинских сестер из ЛПМИ отправились на фронт. Ещё несколько десятков сотрудников пополнили ряды 5-й дивизии народного ополчения. Однако институт продолжил работать – лечить детей, оказывать помощь гражданскому населению и бойцам Ленинградского фронта, готовить медицинские кадры. Все 900 дней блокады не оставлял свой пост и Александр Фёдорович Тур, ежедневно пешком преодолевавший путь от своего дома № 104 на Большом проспекте Петроградской стороны до Литовской улицы.

В условиях тотального голода главным стал вопрос: «как накормить детей Ленинграда?». Сотрудники кафедры бросили все силы на разработку новых смесей для грудничков и детей раннего возраста. В ход пошли различные заменители и вещества, ранее не применявшихся для детского питания (соя, восстановленное растительное масле из олифы, дрожжевой суп и др.).

В 1942 году Ленинградский Горздравотдел ввёл должность главного педиатра города, назначив на неё профессора Тура. Это означало, что на плечи Александра Фёдоровича легли обязанности по организации медицинской помощи детям в масштабах всего, находящего в блокадном кольце, города.

Сам страдавший от дистрофии, Тур подарил жизнь тысячам ленинградских детей, но не смог избежать трагедии в семье. В июле 1942 года от  истощения умер его отец, а уже после снятия блокады— мать.

Вскоре после окончания войны, в том же 1945 году Александр Фёдорович был избран членом-корреспондентом Академии медицинских наук СССР, а уже в 1952 году — академиком. Он продолжал возглавлять кафедру госпитальной педиатрии ещё почти 30 лет. Этот период стал одним из самых плодотворных в его карьере. Все результаты научной деятельности Тура и его учеников отражены в многочисленных публикациях.

Благодаря деятельности Александра Фёдоровича в 60-70 годы в Ленинграде оформились такие самостоятельные направления в педиатрии, как гематология, эндокринология и неонатология.

На протяжении всей своей жизни учёного и педагога, главным для Тура оставался конкретный маленький пациент. Так было, когда он впервые переступил порог детской клиники ВМА, так было в годы блокады Ленинграда, так оставалось на протяжении всех послевоенных лет его жизни.

Источник: https://gpmu.org/

Возврат к списку новостей