Когда во время парадов и авиационных праздников демонстрируют свое мастерство эскадрильи российских фронтовых истребителей, мы испытываем восторг и чувство гордости за Отчизну, создавшую столь совершенную технику. Говоря о новых самолетах, нельзя не вспомнить о тех, кто эти самолеты поднимали в воздух, давали им нужные скорости и высоту. Этим мы обязаны их творцам – конструкторам, ученым и заводским коллективам.

 В СПбПУ открылась выставка к 100-летию выдающегося конструктора С.П. Изотова

Жизнь самолету дает мотор. Но мало кто знает, что «сердца» для многих из них выкованы всего в двух шагах – на Заводе им. В.Я. Климова (ныне – АО «ОДК-Климов», одно из крупнейших производственных предприятий Санкт-Петербурга, лидер двигателестроительной отрасли России). В стенах предприятия разрабатывают и изготавливают двигатели для лучших в мире истребителей и танков, вертолетов и морских судов, энергоустановок и ракет. Простому обывателю вряд ли о чем-либо говорят аббревиатуры ТВ3-117, ВК-2500, РД-33. Но для профессиональных авиаторов это целая эпоха в отечественном авиационном двигателестроении – «сердца», поднимающие в небо знаменитые вертолеты Ми-8, Ка-52, истребители МиГ-29 и другую авиационную технику.

Талантливым конструктором всех этих двигателей был Сергей Петрович ИЗОТОВ (1917-1983) – Герой Социалистического Труда, выпускник Политехнического университета 1941 года, более 20 лет возглавлявший Завод им. В.Я.Климова. Изотов сформировал «петербургскую школу двигателестроения» и сформировал задел для создания новых двигателей, в том числе следующего поколения. Двигатели, созданные под его руководством, установлены на 95% отечественных вертолетов и эксплуатируются в 80 странах мира – в воздухе, на земле и на море. 14 июня в Политехе открылась выставка к 100-летию со дня рождения выдающегося конструктора.

В открытии выставки приняло участие руководство СПбПУ, АО ОДК-Климов, и др

Инициатором мероприятия выступило АО «ОДК-Климов» – многолетний партнер Политеха по подготовке специалистов в области авиационного двигателестроения. В официальной церемонии   открытия выставки приняло участие руководство предприятия и Политехнического университета, представители ГК Ростех в Санкт-Петербурге и АО «ОДК», а также члены семьи С.П. Изотова, которые продолжают традиции своего знаменитого родственника и  трудятся в АО «ОДК-Климов». Исполнительный директор АО «ОДК-Климов» А.И. ВАТАГИН пояснил, что выставка в первую очередь сделана для тех, кто сегодня учится в Политехе. Он уверен, что воспитание студентов на таких примерах, как Сергей Петрович ИЗОТОВ, «это лучшая методика для превращения студента в конструктора»: «Я не знаю такого другого конструктора, который за то время, пока Сергей Петрович возглавлял коллектив нашего предприятия, создал бы столько образцов техники. Техники, которая по сегодняшний день работает надежно, и которой гордится наша страна. Так что пусть студенты Политеха смотрят, учатся и повторяют успехи Изотова уже на более высоком уровне», – пожелал  Александр Иванович.

Генеральный конструктор АО «ОДК-Климов» А.В. ГРИГОРЬЕВ (тоже выпускник нашего университета) отметил, что особая заслуга Сергея Петровича Изотова в том, что для решения сложных технических задач он сумел объединить коллективы завода и родного ему Политехнического института: «Уникальное сочетание конструкторского таланта и таланта руководителя – тот залог, который позволил создать ему серьезные, перспективные образцы техники. Безусловно, это работа с людьми. Без мобильной высококвалифицированной команды это было бы невозможно».

Открыли выставку первый проректор СПбПУ В.В. Глухов и исполнительный директор АО ОДК-Климов А.И. Ватагин

Обосновал актуальность для студенчества открывающейся выставки и первый проректор СПбПУ В.В. ГЛУХОВ. Владимир Викторович рассказал, что в Главном здании Политеха есть мемориальные доски с пятью выдающимися и значимыми для истории вуза фамилиями: Николая Леонидовича Духова – создателя тяжелых танков и ядерного щита Родины, создателя легендарного танка Т-34 Михаила Ильича Кошкина, а также выдающихся авиаконструкторов – Георгия Михайловича Бериева, Николая Николаевича Поликарпова и Сергея Петровича Изотова. «Немного найдется ученых и конструкторов, за плечами которых такое широчайшее поле разработок и конструкторских предложений для самых разных областей оборонной техники.  Однако, как мне кажется, мы пока не в полной мере довели до нашего студенчества имя Сергея Петровича Изотова и результаты его разработок. Меж тем это тот фундамент, на котором строится современное инженерное образование», – пояснил первый проректор.

С.П. Изотов работал на Заводе им. В.Я. Климова сначала конструктором, затем начальником бригады, затем заместителем начальника серийного конструкторского отдела. Именно тогда В.Я. Климов по достоинству оценил талант молодого специалиста.  В 1946 году он был выдвинут на должность заместителя, а затем и первого зама главного конструктора. В 1951 году С.П. Изотову была присвоена ученая степень кандидата технических наук. В 1960 году назначается главным конструктором и ответственным руководителем Завода им. В.Я. Климова и работает в этой должности до 1975 года. Под его руководством начались работы по новому направлению – созданию турбовальных  двигателей. Результатом работы стало серийное производство двигателей для вертолетов МИ-2 и МИ-8, МИ-24 и МИ-14. В 1969 году присвоена ученая степень доктора наук. Многие годы С.П. Изотов являлся членом Ученого совета Ленинградского политехнического института.

В Главном здании СПбПУ установлены мемориальные доски выдающихся ученых и конструкторов - выпускников Политеха
На выставке представлены уникальные предметы из личного архива семьи С.П. Изотова

Под руководством Сергея Петровича Изотова были созданы поистине уникальные изделия: жидкостные ракетные двигатели для вторых ступеней межконтинентальных баллистических ракет академиков П.Д. Грушина и В.Н. Челомея, целый ряд модификаций вертолетных, реактивных и даже танковый двигатель. Не случайно одно время на предприятии был в ходу девиз «С нами летают даже танки!». На самом деле танк Т-80У стал уникальным по своим техническим характеристикам изделием во многом благодаря климовскому двигателю ГТД-1250. За свои разработки С.П. Изотов получил Ленинскую премию и был удостоен звания Героя Социалистического труда.

А что же еще скрывается за строчками официальной биографии? Оживить историю помогли воспоминания тех, кто его знали Сергея Петровича лично и вместе с ним работали.  Генеральный конструктор завода «Климов» (1988-2003) А.А. САРКИСОВ вспоминал не только о нем самом, но и об учителе и наставнике Изотова – Владимире Яковлевиче Климове: «Они оставили такое наследство! Но гордились они, прежде всего, тем, что создали такие замечательные коллективы. Мы жили на том, что нам оставил Изотов, модернизируя машины предыдущих поколений. И сегодня “Климов” живет на той базе, которую создал коллектив завода при его участии. Поэтому хочу пожелать нынешнему руководству предприятия продолжить, а в некоторой степени и вернуть, тот моральный климат, который создали эти великие люди».

«Конструктором от бога» назвал Сергея Петровича главный конструктор ЛНПО им. Климова В.А. МОРОЗОВ, ведь за какие бы сложные проекты он ни брался, всегда доводил от опытных образцов до серийного производства: «Еще машина в доводке идет, а он уже начинал работать с серийным заводом, потому что понимал, что главное начинается в эксплуатации». А еще рассказал об умении сплотить команду и организаторском таланте Изотова: «По жизни Сергей Петрович был большой оптимист. Какие бы трудности не встречались, он всегда ободрял нас, вставлял шутку или анекдот – и коллектив, засучив рукава, начинал работать в полную силу. Существуют разные взаимоотношения между руководством и сотрудниками. Бывает – уважают, бывает – даже боятся. А Изотова любили, причем любили так, что рабочий день у многих не заканчивался в пять часов: “Ну, хватит, пошли домой! – Нет, я останусь, мне надо доделать – Изотов просил!”».

Старожилы предприятия вспоминают, что уникальность Завода Климова состояла в том, что его руководитель и сотрудники никогда не боялись новых задач и, что самое главное – всегда с ними справлялись. За примером далеко ходить не надо. «Ни один генеральный конструктор не разрабатывал такого изделия, которое разработал и серийно изготовил Сергей Петрович. Олимпийский факел – его рук дело. В рекордно короткие сроки климовцы изготовили 6 200 факелов, а их пламя на пути из Афин в Москву не смог затушить даже самый сильный ветер», – рассказал главный инженер ЛИМПО им. Климова В.П. ЕГОРОВ. Один из таких факелов смогут увидеть и даже подержать в руках посетители выставки. Также, помимо редких документов и фотографий, в рамках выставки представлены и другие уникальные предметы из личного архива семьи С.П. Изотова и музейного хранилища АО «ОДК-Климов». Многие из них экспонируются впервые.

 Падчерица С.П. Изотова А.А. Почиковская

В этот день в адрес Сергея Петровича Изотова прозвучало много теплых слов и воспоминаний. В заключение выступила падчерица Сергея Петровича Изотова – Алена Артуровна ПОЧИКОВСКАЯ: «Жизнь Сергея Петровича – производственная и личная – это факел. И неслучайно, что в его трудовой биографии одним из последних был именно олимпийский факел – потому что он сам горел всю жизнь. Он не просто создавал коллектив. Когда он подбирал людей, он их “зажигал” – это надо иметь такое огромное внутренне творческое горение и внутреннюю силу, которая позволяла ему вдохновлять людей».

По замыслу организаторов, эта выставка накануне старта приемной кампании, когда выпускники школ готовятся сделать важный выбор, не только напомнит о выдающемся политехнике, чьим трудом была заложена основа многих современных военно-промышленных достижений, но и станет увлекательным повествованием о правильно выбранном пути, абсолютной самореализации, успешном воплощении гениальных идей. В нашем вузе созданы все условия для реализации творческого потенциала талантливых инженеров. А жизненный путь Сергея Петровича Изотова – яркий пример такой реализации

Источник: http://www.spbstu.ru/

Возврат к списку новостей