Международная регата водных велосипедов проводится с 1980 года. Она создана для объединения студентов-кораблестроителей со всей Европы в соревновательной манере. В Регате участвуют двухместные лодки с мускульным приводом, в основном аналогичным велосипедному. В этом году Регата собрала более 400 участников, представляющих Германию, Австрию, Нидерланды, Польшу, Италию, Хорватию и Россию.
В конкурсе инноваций командам, участвующим в регате, предлагалось представить одну построенную лодку и описать лучшую идею, реализованную в рамках данного проекта. Идею и ее реализацию оценивало жюри, состоящее из Дирка Леманна (Dirk Lehmann, управляющий директор Becker Marine Systems), Фридриха Вирза (Friedrich Wirz, профессор кафедры морских сооружений Технического университета Гамбурга) и Руперта Ангербауера (Rupert Angerbauer, преподавателя кафедры теории корабля Технического университета Гамбурга).
Несмотря на то, что в регате участвовало 37 лодок из 16 команд, на конкурс инноваций было представлено всего пять проектов.
Три проекта были связаны с использованием аддитивных технологий, а именно трехмерной печати пластика для нужд лодок. Так, разными командами были полностью напечатаны на 3d-принтерах гребные винты, рулевая система и насадка для гребного винта.
Одна инновация была представлена командой Технического университета Гамбурга, которая принадлежит команде Стамбульского университета, в этом году не принимавшей участие в соревнованиях. В рамках данной инновации однокорпусная лодка оборудуется съемной кормовой оконечностью, которая при гонках передним ходом устанавливалась стороной с полностью погруженным транцем, а при гонках с задним ходом устанавливалась стороной с обтекаемой оконечностью.
Команда СПбГМТУ на конкурс представила лодку «Матрешка», построенную в 2016 году для участия в Международных регатах водных велосипедов. Особенностью лодки является ее способность разбираться, складываться и помещаться в багажник автомобиля для транспортировки. «Матрешка» – однокорпусная лодка длиной 5,9 м, шириной 0,7 м, массой 70 кг. Лодка разработана ассистентом кафедры проектирования судов К. Д. Овчинниковым в 2015 году, построена совместно с доцентом кафедры гидроаэромеханики и морской акустики Н. В. Тряскиным и студентами А. В.Лавриненко, С. Идрисовой, Э. А.Шевченко, М. О. Франком Спонсорскую помощь при реализации проекта оказали АО «Препрег-СКМ» и НИТЛ СПбГМТУ.
Конкурсная комиссия высоко оценила проект «Матрешки» и вручила первый приз в конкурсе инноваций.
Помимо возможности транспортировки без прицепа или специального автотранспорта, жюри отметило условия постройки – комната размерами пять на пять метров, которая не позволила даже собрать монолитную матрицу для формовки корпуса. Как отметил председатель комиссии Дирк Леманн, был использован блочный метод постройки из большого кораблестроения для реализации своего проекта в трудных условиях.
На Международной регате водных велосипедов помимо «Матрешки» была представлена новая лодка команды СПбГМТУ — «Неваляшка», построенная при поддержке Управления оборонных исследований и разработок СПбГМТУ. «Неваляшка» – катамаран длиной 5,5 м, шириной 2,0 м. Лодка разработана и построена под руководством магистранта и ассистента кафедры гидроаэромеханики и морской акустики А. В. Лавриненко в 2019 г. Спонсорскую помощь при реализации проекта оказали АО «Средне-Невский Судостроительный завод» и НИТЛ СПбГМТУ.
Победу в Регате одержала лодка «Император», построенная Техническим университетом Гамбурга в 2006 году и выигрывавшая Регату в 2011, 2012, 2013 и 2018 годах.
Авторы проектов выражают благодарность за спонсорскую поддержку при реализации проектов, а также руководство СПбГМТУ за предоставленную возможность принимать участие в Международных регатах водных велосипедов.