На повестке дня стоит проблема противодействия идеологии экстремизма и терроризма и другим деструктивным влияниям на молодое поколение. Правовые меры наказания применяются против уже совершённых нарушений. Упреждающее же значение имеет воспитание свободной личности, способной устоять против деструктивных идей благодаря собственным нравственным ценностям. Встаёт задача создания единой концепции воспитания, содержащей конкретные положения о цели и способах образования нравственного гражданина, опираясь на которую институты обучения смогут стать институтами воспитания – настоящими институтами образования.
В целях определения ключевых задач, направлений и методов воспитания в системе образования Российской Федерации Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом 28.02.2018 проводится региональная конференция «Актуальные вопросы создания системы воспитания молодёжи в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации» (далее – Конференция).
Конференцию организует Центр мониторинга и профилактики девиантного поведения СПбГМТУ совместно с Межвузовским центром по образованию в области истории и философии науки и техники Минобрнауки при СПбГМТУ. Проведению конференции содействуют Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, МОО «Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области» и НКО «Фонд поддержки офицеров запаса государственной безопасности».
В рамках Конференции запланировано всестороннее обсуждение концептуальных вопросов организации воспитательной работы со студентами, направленной на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодёжи в целях содействия профессионально-личностному становлению обучающихся, а также обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Программой Конференции предусмотрено пленарное заседание и работа трёх тематических секций: «Вызовы (угрозы безопасности) России в XXI веке: объективная необходимость повышения роли государства в воспитании патриотичной молодежи»; «Актуальные вопросы создания системы воспитания в образовательной организации высшего и среднего профессионального образования»; «Методы системного воспитания в образовательной организации высшего и среднего профессионального образования».
В Конференции примут участие представители профессиональных образовательных учреждений, образовательных организаций высшего образования, исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, общественных организаций. По итогам проведения Конференции организаторами запланировано издание сборника статей (на основе представленных участниками Конференции материалов).
Цель конференции:
- сформулировать цель, задачи и пути воспитания человека в системе образования Российской Федерации.
Задачи конференции:
- Консолидация деятелей в сфере образования на диалогических секциях.
- Принятие резолюции, утверждающей необходимость разработки теоретического основания единой системы воспитания и её практической апробации в образовательных организациях высшего и среднего (специального) образования Санкт-Петербурга.
- Публикация материалов Конференции.
Темы конференции:
Секция 1 — Вызовы (угрозы безопасности) России в XXI веке: объективная необходимость повышения роли государства в воспитании патриотической молодежи.
Вопросы:
- Что такое современные вызовы России (как государству, народу и локальной человеческой цивилизации)?
- Что для нас означает Россия (как мы понимаем ее настоящее и будущее)? Историческая (истинная) культура России?
- Роль воспитания в современном обществе. Роль государства в сфере воспитания. Особенности (сходство и различия) русского (досоветского), советского и современного (постсоветского) российского воспитания. Актуальность воспитательных концепций К.Д. Ушинского и А.С. Макаренко.
Секция 2 — Вопросы формирования системы воспитания в образовательной организации высшего и среднего (специального) образования.
Вопросы:
- Цель воспитания: российские традиционные ценности (необходимость однозначного понимания), какой их смысл? Как воспитать учащегося не сторонником постмодерна, а ответственной личностью, осознавшей связь своей судьбы с Россией, с судьбой её народов?
- Педагогическое понятие воспитанного человека (как цели и результата воспитательной работы учебного заведения): как являет себя воспитанный человек на уровне семьи, общества, государства; как воспитать у учащихся ВУЗов и СУЗов качества, соответствующие культурным ценностям Стратегии национальной безопасности России (далее Стратегия).
- Нужно ли что-то изменить в нормативно-правовых актах (ФЗ «Об образовании в РФ», других законах, в образовательных стандартах, в уставах и т.д.), чтобы создать правовые условия для реализации положений Стратегии в сфере образования и культуры?
Секция 3 — Методы системного воспитания в образовательном учреждении
Вопросы:
- Роль и место гуманитарных дисциплин в системе воспитания в образовательном учреждении.
- Проблема подготовки педагогических кадров, способных реализовать воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин.
- Способы профилактической работы с учащимися в системе воспитания (примеры удачных решений, опыт разных учебных заведений).
Результат работы Конференции:
- принятие резолюции. Представленный ниже проект резолюции является концептуальным ориентиром для подготовки докладчиков и может быть скорректирован по итогам работы секций.
Проект резолюции конференции:
- Необходимо признать, что у нас в стране сегодня нет единонаправленной и цельной системы воспитания как против наркотизации, так и против всех остальных проявлений девиантного поведения.
- Необходимо признать, что нам такая единонаправленная и цельная система воспитания необходима, как воздух. Иначе мы растворимся, исчезнем, развалимся и канем в небытие, и как страна, и как народ – именно этого и добиваются наши геополитические противники.
- Необходимо признать, что цели воспитания прописаны (прямо указаны) в Стратегии национальной безопасности (см. пункт 78).
- Необходимо признать, что у нас в стране имеются наши собственные отечественные научно-обоснованные разработки в сфере воспитания, отвечающие положениям Стратегии национальной безопасности. (Ушинский, Макаренко и др.), которые можно использовать напрямую или через адаптацию к современным условиям.
- Признать, что гуманитарные учебные дисциплины обладают существенным потенциалом воспитания и для его реализации нуждаются в систематическом согласовании и инновационном педагогическом методе.
- Признать, что задача целенаправленного воспитания должна быть теоретически сформулирована гуманитарной наукой с учётом традиционных российских ценностей и практически реализована учебными заведениями всех уровней и направлений образования. Следовательно, необходимая единая система воспитания и соответствующая подготовка и переподготовки педагогических кадров.
- Разработать единую концепцию системы воспитания, содержащую цель, задачи и методы воспитания в учебных заведениях среднего профессионального и высшего образования Санкт-Петербурга. С этой целью:
- Поручить Совету по воспитательной работе при Комитете по науке и высшей школе совместно с Межвузовским центром (СМЦ) организовать работу по созданию проекта единой концепции системы воспитания учебных заведений среднего профессионального и высшего образования Санкт-Петербурга и её апробации.
- Поручить учебным заведениям среднего профессионального и высшего образования Санкт-Петербурга принять участие в разработке конкретных мер апробации концепции системы воспитания.
- Комитету по науке и высшей школе Санкт-Петербурга координировать работу по подготовке Концепции.
Публикация материалов конференции (содержание):
- вопрос о необходимости повышения роли государства в воспитании патриотической молодежи;
- проблема единой системы воспитания в образовательных организациях высшего и среднего (специального) образования;
- место традиционных ценностей в современной системе воспитания;
- методы воспитания в образовательных организациях высшего и среднего (специального) образования: единство теории и практики;
- роль гуманитарных дисциплин в системе воспитания и проблема соответствующей подготовки педагогов.
Участники конференции:
- Представители ИОГВ.
- Ответственные за воспитательную работу в вузах и ссузах.
- Преподаватели общеобразовательных гуманитарных дисциплин.
- Законодатели в сфере образования, воспитания молодёжи.
- Представители правоохранительных структур.
- Общественные организации.
- Студенческий совет Санкт-Петербурга.
- Молодёжная коллегия Санкт-Петербурга.
Конференция состоится по адресу: Санкт-Петербург, ул. Лоцманская, д. 3, корпус А, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет. Лицо, ответственное за подготовку и проведение Конференции, — Гарин Игорь Юрьевич, тел.: 8-921-996-47-66, адрес электронной почты: gaaring@yandex.ru.