- В ПГУПС прошла первая Международная научно-практическая конференция «Экономика высоких скоростей: технологии будущего».
На полях конференции участники обсудили рынок высокоскоростных транспортных услуг, инструменты управления проектами по организации и развития высокоскоростного сообщения, риски в реализации этих проектов, экономику инноваций на высокоскоростном транспорте и другие вопросы.
«Важно не только говорить о технологиях будущего, но и иметь реальное представление о том, в какой момент они станут экономически выгодными. Все виды транспорта должны сложиться в единый мегапроект пространственного развития Российской Федерации и её территориальной связанности, технологическая основа которого — мобильность и безопасность», — отметила Почётный железнодорожник России, доктор экономических наук, профессор, руководитель научно-педагогической школы Санкт-Петербурга «Экономика транспорта высоких скоростей» Наталья Журавлёва.
Представители транспортно-логистической и научных отраслей страны, а также Республики Беларусь, Узбекистана и Китая обсудили перспективы внедрения инструментов обработки данных, передачи информации и процессов принятия решений, способствующих формированию новой экономики, а также проекты, призванные сформировать экономический каркас будущего транспорта высоких скоростей. В ходе панельной дискуссии проанализировали вызовы и стратегические задачи, стоящие перед учёными разных видов транспорта, определили наиболее востребованные технологии, а также выдвинули научно-практические решения, призванные обеспечить успех реализации проектов развития транспортной отрасли.
Первый заместитель начальника ОЖД по экономике, финансам и корпоративной координации Игорь Сакович отметил, что в своей деятельности холдинг руководствуется транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Среди приоритетов компании — внедрение автономных транспортных средств на всех ключевых направлениях перевозок, сокращение вдвое удельных выбросов загрязняющих веществ за счёт переключения грузов на железнодорожный и внутренний водный транспорт, полная цифровизация технологии перевозок и внедрение цифровых технологий в экономике, а также создание условий для высокотехнологичного бизнеса.
«Для минимизации рисков и потерь при реализации новых инновационных решений нам необходимо чётко понимать, в каком направлении двигаться. Ключевые векторы развития ОАО „РЖД“ в первую очередь связаны с автоматизацией и роботизацией. В будущем влияние передовых технологий на деятельность железнодорожного транспорта только возрастёт», — подчеркнул Игорь Сакович.
На полях конференции свои новейшие разработки представили и молодые учёные — докторанты и аспиранты университетов. В частности, старший преподаватель кафедры «Экономика транспорта» ПГУПС Наталья Баталова спрогнозировала грузовые и пассажирские перевозки на основе нейросетевой модели, которая обучена собирать неструктурированные данные о поведении региональной транспортной системы. Проверка показала, что модель способна с высокой точностью отображать реальные тенденции, а также она чувствительно реагирует на динамику изменений. В перспективе разработанную нейросетевую модель можно применить в качестве инструмента планирования грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.
«Один из трендов отраслевой науки — упор на развитие теории транспортной экономики, в частности, физических процессов — магнитной левитации и водородного топлива, а также механики и электрофизики. Кроме того, в своих исследованиях учёные всё больше обращаются к таким актуальным инструментам, как „большие данные“, цифровые платформы и имитационное моделирование», — подчеркнула Наталья Журавлёва.