В условиях пандемии цифровые технологии в образовании получили новый импульс развития. Однако выяснилось, что у многих учебных заведений возникли проблемы, и для них оказалось невозможным сходу перейти на дистанционные технологии обучения.
«Город, который учится. Цифровое образование» – проект Администрации Санкт-Петербурга и Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив (ФПИМИ). Это экспериментальная программа обучения для учителей и административного персонала школ, одним из ключевых партнеров которой стал Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
Первая часть проекта – это установка, настройка и адаптация LMS-систем для школ. LMS (Learning Management System) в переводе с английского – это система управления обучением. Если сказать по-простому, то это сайт или приложение, в котором хранятся учебные материалы (видеоуроки, лекции, презентации, книги и курсы и др.), доступ к которым можно получить из любой точки мира. LMS можно сравнить с виртуальным классом, в котором общаются, учатся и отслеживают собственную успеваемость обучающиеся и преподаватели. Оборудование для создания независимых LMS в школах закупает ФПИМИ. Политех, в частности Центр открытого образования СПбПУ, осуществляет полную настройку и отладку LMS на базе Moodle в трех школах Санкт-Петербурга (в том числе разворачивание системы, оформление, подключение плагинов, подготовку документации и др.). Установочную лекцию о современных LMS прочитала директор Центра открытого образования и Северо-Западного регионального центра компетенций в области онлайн-обучения СПбПУ Светлана КАЛМЫКОВА. Кроме того, вуз организует обучение преподавателей на курсе «Инструменты и сервисы разработки контента и организации электронного обучения». Также проект «Город, который учится. Цифровое образование» предполагает серию вебинаров для учителей и руководителей школ с лучшими практиками в области дистанционного образования. От Политеха, помимо Центра открытого образования, в вебинарах принимают участие эксперты Центра НТИ «Новые производственные технологии».
Первый двухнедельный интенсив в рамках проекта «Город, который учится. Цифровое образование» для учителей и административного персонала нескольких школ Санкт-Петербурга прошел в начале июня, и был поддержан на самом высоком уровне: участников приветствовали вице-губернаторы Санкт-Петербурга Ирина ПОТЕХИНА и Владимир КНЯГИНИН. Они пояснили, что главная цель этого проекта – адаптировать школы и содержание образовательных программ к условиям новой эпидемиологической ситуации посредством обучения и модернизации школьного оборудования для организации дистанционного или смешанного обучения. Все это позволит сделать процесс школьного образования максимально эффективным, доступным и качественным для всех участников, а в перспективе поможет вывести просвещение в Санкт-Петербурге на новый уровень.
В онлайн-интенсиве приняли участие лицей № 554, гимназия № 642 «Земля и Вселенная» и школа-интернат № 49 Петродворцового района Санкт-Петербурга «Школа здоровья». Были сформированы команды, для которых прочитали восемь лекций и провели более 20 мастер-классов. В конце каждого дня интенсива участники заполняли анкеты, чтобы организаторы могли выявить наиболее актуальные и полезные темы занятий. Лекции вызвали большой отклик у слушателей, а одним из лучших практических занятий, по мнению участников, стал мастер-класс главного специалиста научной лаборатории «Стратегическое развитие рынка инжиниринга» СПбПУ Светланы ВАСЬКОВСКОЙ на тему организации проектной деятельности в образовательном учреждении.
Главным итогом проведения интенсива «Обучение школьных команд» стало формирование более 20 проектных инициатив, которые получили не только поддержку администраций учебных заведений и экспертов педагогического сообщества, но и возможность быть реализованными к началу нового учебного года. «Обучение проведено на высоком методическом и технологическом уровне, – комментирует директор лицея № 554 Ирина БЕЗБОРОДАЯ, принявшая участие в интенсиве. – Мы успели погрузиться в тематику занятий, еще раз проанализировали проблемы, возникшие в период дистанционного обучения. Главные итоги для нашего коллектива – это создание команды, способной решить проблемы перехода на смешанное обучение без потери качества образования. Проектные инициативы, предложенные педагогами нашего лицея, оказались актуальными и интересными не только для нас, но и для других школ. Их реализация позволит трансформировать образовательное пространство с учетом интеграции очного и дистанционного обучения, создать условия для сохранения здоровья школьников в новой обстановке».
Материал подготовлен Управлением по связям с общественностью СПбПУ по материалам ФПИМИ. Текст: Инна ПЛАТОВА