— Профессор ШИКРОУУ, как, на ваш взгляд, сегодня развиваются российские и международные компании в сфере логистики?
— Когда я готовился к интервью, то провел небольшое исследование, как в России сегодня развивается логистика. Первое, что хочу отметить: логистика – это очень крупное поле для деятельности. Есть большие компании, которые обеспечивают весь комплекс логистических услуг. Есть компании, которые сосредоточены на отдельных звеньях. Они оказывают услуги по хранению, перевозке, планированию, продажам. Если вы где-нибудь встретите сокращения «4PL», «3PL» и так далее, то теперь будете знать, что речь идет о компаниях, которые осуществляют сервис для производителей, поставщиков и продавцов. Цифра от 1 до 4 означает, как глубоко компания вовлечена в цепь поставок.
Логистика стремительно развивается во всем мире. В России ситуация складывается следующим образом: крупные города – такие, как Москва и Петербург – работают в быстром темпе, другие регионы требуют пристального внимания и поддержки. В вашей стране высокая потребность в развитии хорошего уровня инфраструктуры, портов, аэропортов, дорожных сетей.
— Как давно вы работаете в этой сфере?
— Я начал свою карьеру в 1995 году – 25 лет назад. Со студентами работаю уже около 20 лет.
— Замечаете ли вы рост интереса у студентов к этой области?
— Смотря что вы имеете в виду. Управление цепями поставок и логистика – два разных направления. Когда мы говорим о логистике, то чаще всего подразумеваем деятельность одной компании. Она заключается в управлении материальными и сопутствующими потоками – например, закупками, транспортом и т.д. Управление цепями поставок (УЦП) – это более сложный процесс. По сути, УЦП выполняет те же задачи, что и логистика, но не в рамках компании, а при работе с контрагентами. Это уже совершенно иной уровень.
— И все же, есть рисковые ребята, которые выбирают такой сложный путь?
— Несмотря на то, что управление цепями поставок – сложная область, интерес к ней растет. Причем не только среди студентов с техническим бэкграундом, но и тех, у кого образование в сфере бизнеса или социологии.
— А почему так происходит?
— УЦП – это междисциплинарная область, которая дает возможность попробовать что-то новое. Технари ищут управленческий аспект. Менеджеры идут за техническими задачами. Мы отмечаем рост интереса не только у бакалавров, но и магистров. Не только у компаний, которые направляют своих специалистов на обучение, но и у обычных людей. Сфера управления цепями поставок постоянно развивается, и интегрирует в себя такие области, как информационные технологии, например. Уже сегодня IT – обязательная часть УЦП. И люди, которые работают в этой области, должны быть хорошо подкованы в информационных технологиях.
— В мире все больше говорят об автоматизации производства. Но человеческий фактор по-прежнему играет в УЦП ключевую роль. Почему это так важно?
— Выскажу свое личное мнение, которое разделяют многие эксперты. Все IT системы, компании, оборудование сами по себе друг с другом не взаимодействуют. Люди взаимодействуют. Таким образом, ядро управления цепями поставок – это именно человеческое взаимодействие. Системы не умеют управлять процессами, координировать разные потоки. Без человека все это сделать невозможно.
— Вы говорите о том, что сегодня управление цепями поставок интегрирует в себя другие сферы деятельности. А может ли быть такое, что в конкретную область знаний интегрируется УЦП?
— Безусловно! Например, в нашей школе студенты изучают бизнес администрирование, в дополнение к которому идет отдельный курс по управлению цепями поставок. Да, это не их основная область деятельности. Но она связана с их будущей специальностью! Еще пример: в будущем вы планируете работать в банке или в сфере страхования. Связаны они напрямую с логистикой? Нет. Но огромная доля вероятности, что, работая в банке, вы не раз столкнетесь с цепями поставок.
— Такая стремительно развивающаяся область как УЦП определенно имеет свои тренды. Можете назвать некоторые из них?
— Их очень много. Например, цифровая трансформация компаний. Когда мы выходим на международный уровень, то должны быть готовы работать из разных точек мира, и иметь доступ к средствам визуализации и аналитики и с ноутбука, и со смартфона. Большой упор делается на исследования. Важный тренд сегодня – управление цепями поставок в области медицинских услуг. Учитывая, что население Земли стремительно стареет, то это направление имеет все шансы стать мегатрендом.
Немаловажный тренд сегодня – это «Логистика 4.0». Это тип логистики, который учитывает все концепции «Индустрии 4.0». Например, роботизация, интернет вещей, блокчейн, большие данные, информационные системы.
— Вы очень удачно упомянули блокчейн – как раз об этом наш следующий вопрос. Некоторые исследователи считают, что блокчейн технологии – это наше будущее. Что вы думаете по этому поводу?
— Я думаю, что сначала нужно пояснить, что такое блокчейн. Простыми словами, это способ хранения информации, когда данные хранятся не у одного человека, а доступны всем участникам системы. Такая виртуальная площадка, где все видят совершенные транзакции, процессы, перемещения. Мировые компании начинают активно внедрять блокчейн технологии. Нечестный бизнес сводится к минимуму. Вы отслеживаете грузоперевозки и контролируете платежи в режиме онлайн. Ведете бизнес без посредников, не нуждаетесь в бумажных носителях для хранения и обработки информации. Для индустрии подделок это не очень хорошая новость: блокчейн защитит вас от «фейковых» товаров или обмана. Но при всем при этом я не считаю, что только за блокчейн технологиями – будущее.
— А за чем еще?
— За всем, что я перечислил выше. Роботизация, автоматизация процесса производства – это то, что необходимо развивать в любом случае. Я говорил также о больших данных, интернете вещей. Если в 2016 году глобальные расходы мировых компаний на интернет вещей превысили 730 миллиардов долларов, то по прогнозам экспертов в 2020 году наш ждет цифра в 1,2 триллиона долларов. Развитие этого направления в логистике – тема для отдельного интервью. Скажу лишь, что интернет вещей позволяет нам безопасно хранить продукцию, иметь целостное представление о складе, обеспечить безопасность сотрудников. В общем целом все вышеперечисленные направления дают нам много возможностей, чтобы упросить и оптимизировать процессы управления цепями поставок.
— Профессор ШИКРОУУ, благодарим за интересное интервью! Желаем успехов в вашей профессиональной деятельности!
Материал подготовлен международными службами СПбПУ. Текст: Ольга ДОРОФЕЕВА