Разработка ученых ИЛИСТ СПбГМТУ вошла в рейтинг ТОП-10 достижений 2019 года в Российской Федерации, то есть, стала одним из десяти главных событий в производстве и промышленности страны прошлого года. Рейтинг был составлен федеральным интернет-изданием «Капитал страны». Корабелка заняла в списке лидеров почетное четвертое место.
Ученые Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ) и НИТУ «МИСиС» впервые в мире создали крупногабаритный узел авиационного двигателя с помощью метода послойного наращивания (аддитивных технологий или 3D-печати).
В результате был реально снижен объем последующей механической обработки детали, соответственно — сроки ее изготовления и производственная себестоимость. В перспективе это может повысить конкурентоспособность отечественных авиационных двигателей.
С помощью нового метода специалисты, добавляя материал способом «слой на слой», создали 3D-объект — внешнее кольцо двигателя ПД-14. Первый экспериментальный образец узла для узкофюзеляжного среднемагистрального самолета МС-21-300 был изготовлен из титанового сплава на уникальном оборудовании собственной разработки в СПбГМТУ.
По механическим свойствам выращенный материал не уступает металлопрокату и значительно превосходит свойства литья. Это подтверждено результатами механических испытаний, проведенных как в НИТУ «МИСиС», так и в независимых лабораториях. Использование 3D-печати позволило снизить вес детали в три раза и сократить время на ее производство.
Преимущество аддитивных технологий заключается в том, что авиаконструктор видит результаты своей работы в режиме реального времени и может быстро вносить необходимые изменения. В результате процесс проектирования и создания авиадеталей ускоряется в десятки раз.
В настоящее время ученые ИЛИСТ СПбГМТУ готовятся провести испытания полученного узла двигателя на базе одного из двигателестроительных предприятий России (головной разработчик пермское «ОДК-Авиадвигатель», головной изготовитель — «ОДК-Пермские моторы»). Начало промышленного производства «напечатанных» деталей для авиадвигателей запланировано на текущий год.