Как выбрать дело всей жизни и стать успешным? Об этом узнали более 500 одаренных школьников – учеников 8-11 классов, которые приехали на Всероссийский форум профессиональной навигации «ПроеКТОрия». Ребята решали задачи и разрабатывали проекты в области современных технологий, экологии, здравоохранения и безопасности, получали новые знания и строили амбициозные планы. Также в форуме приняли участие представители ведущих национальных компаний и вузов, педагоги и родители. Форум профессиональной навигации посетили заместитель председателя Правительства РФ Татьяна ГОЛИКОВА и министр просвещения Ольга ВАСИЛЬЕВА. Традиционно в форуме «ПроеКТОриЯ» участвует и Политех.
Масштабный форум профессиональной навигации был создан по поручению Президента Российской Федерации. «ПроеКТОрия» прошла уже в седьмой раз. В рамках этого форума Владимир ПУТИН провел «Открытый урок», на который в Ярославле собрались ребята со всей страны, многие – как и глава государства – присоединились по видеосвязи. К телемосту Кремль – Ярославль подключились в общей сложности 18 регионов, а наблюдали за трансляцией в 30 тысячах школ по всей стране. Речь шла и о том, какой должна быть школа завтрашнего дня. Владимир ПУТИН отметил важность выбора будущей профессии в современном мире и подчеркнул роль «ПроеКТОрии» в этом процессе. «Ранняя профессиональная ориентация нужна, – уверен президент. – И она не будет мешать пробиваться ярким талантам и людям с гениальными способностями в те области, в которых они смогут себя проявить наилучшим образом. Одно другому не мешает. А для того чтобы на рынке труда у нас в целом в стране, и для каждого конкретного человека была ситуация, при которой мы бы создавали вот эту профессиональную базу и наилучшим образом это делали, такая работа по ранней профессиональной ориентации, конечно, нужна. Совместно и со школой, и с высшей школой, и с нашими крупнейшими предприятиями».
В рамках форума «ПроеКТОриЯ» прошел «Ректорский час», в котором приняли участие руководители ведущих российских вузов. В их числе – ректор СПбПУ, академик РАН Андрей РУДСКОЙ, ректор НИУ ВШЭ Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор МИСиС Алевтина ЧЕРНИКОВА, ректор НИЯУ МИФИ Михаил СТРИХАНОВ, ректор ТюмГУ Валерий ФАЛЬКОВ, врио ректора СФУ Максим РУМЯНЦЕВ, ректор СевГУ Владимир НЕЧАЕВ, ректор СВФУ Анатолий НИКОЛАЕВ и ректор Московского Политеха Владимир МИКЛУШЕВСКИЙ. Ключевой темой мероприятия стал разговор о целях и задачах федеральных проектов «Новая школа» и «Успех каждого ребенка», а также обсуждение ролей и новых возможностей университетов: что же могут предложить вузы студентам и выпускникам, в том числе в части формирования и «надстройки» компетенций.
Модератор мероприятия Евгений СЖЁНОВ пояснил, что наша страна находится сегодня в состоянии трансформации, которая является следствием глобальных вызовов. «Перед вызовами стоит сегодня и поколение Z – ключевые участники форума. Прежде всего вам предстоит определиться, заниматься ли профессиональным самоопределением самостоятельно или довериться вузам. Все участники “Ректорского часа” – это лидеры вузов, задействованных в мегапроектах, которые формируют научно-образовательную повестку страны», – подчеркнул ведущий.
Диалог между старшеклассниками и руководителями высшей школы коснулся результатов Проекта 5-100, цифровой трансформации высшей школы, создаваемых НОЦ мирового уровня. Но главной темой стала готовность вузов учить современных выпускников школ и быть для них профессиональными навигаторами. На вопрос, каким должен быть современный вуз, ректор Политеха ответил, что, прежде всего, он должен быть площадкой для личностного развития и выстраивания собственных профессиональных траекторий студентов.
«Университет – это большой уютный дом, где зарождаются идеи, творятся масштабные проекты, а хозяин в университете – это студент. Но вы, во-первых, должны правильно определиться с будущей профессией, во-вторых, иметь глубокие базовые знания по тому профилю, который выбрали, и, в-третьих, четко понимать, что попадаете в совершенно иной мир, где важна самодисциплина, умение перестроиться на совершенно другую методику и формат принятия знаний. А крепкие профессиональные знания мы вам дадим», – заверил Андрей РУДСКОЙ, комментируя один из ключевых вопросов повестки «Ректорского часа».
Во второй и третий дни форума школьники трудились в лабораторных зонах. Татьяна ГОЛИКОВА и Ольга ВАСИЛЬЕВА пообщались со школьниками, которые представили им свои проекты. В зонах Политеха министров сопровождал ректор Андрей РУДСКОЙ. Несмотря на то что ребята порой смущались такого наплыва взрослых, к тому же статусных гостей, диалог получился живым и интересным.
Работая в командах, они старались решить практические задачи, поставленные крупнейшими российскими компаниями и вузами, по шести направлениям или, как их называют организаторы, глобальным вызовам. Это «Экология», «Культурный код», «Производственная революция», «Здоровье», «Среда обитания» и «Безопасность». Кейсы оказались не просто актуальными, но еще и весьма сложными. О них рассказал директор Центра профориентации и довузовской подготовки СПбПУ Дмитрий ТИХОНОВ: «Политех предложил кейсы по трем направлениям – производственной революции, экологии и здоровью. Участники, которые их решали, получили навыки в области топологической оптимизации и генеративного дизайна, собрали модель минифермы, посадили в ней микрозелень и провели мониторинг процессов и условий, а также получили практические навыки в области создания биофункциональных покрытий на поверхности материалов хирургического назначения. Мы в очередной раз убедились, что ребята, которые попадают на “ПроеКТОрию”, талантливые и крутые. Мы здорово с ними поработали здесь, а теперь приглашаем в Санкт-Петербург на нашу летнюю школу “Твой город – цифровой”».
По итогам форума восемь лучших ребят наградили. Политех не только сделал отдельную программу награждения на форуме, но и готов дать самым талантливым участникам «ПроеКТОрии» по пять дополнительных баллов при поступлении.
Материал подготовлен Управлением по связям с общественностью СПбПУ. Текст: Инна ПЛАТОВА