Андрей ШАРКОВ в 2007 году закончил факультет экономики и менеджмента СПбПУ по специальности «стратегический менеджмент организации». Первым его бизнесом была студия дизайна и рекламное агентство, которое в дальнейшем трансформировалось в проект Shokoladka.ru. В 2008-м он запустил интернет-магазин ShokoBox, продающий шоколад с индивидуальным дизайном частным клиентам. В августе 2011-го начал вести авторскую программу о предпринимательстве «Берись и делай» на интернет-радиостанции. Андрей трижды принимал участие и попадал в тройку лидеров конкурса «Молодые миллионеры» от «Делового Петербурга». Своим примером и опытом он вдохновил сотни людей на то, чтобы заняться бизнесом, а во время Молодежного карьерного форума, который проходил в нашем университете, поделился своими знаниями со студентами. Открытая лекция «Бизнес или карьера. Выбор пути» прошла в рамках образовательного проекта, инициированного Центром по работе с выпускниками СПбПУ, «Знания от первого лица».
В 21 год, когда учился в Политехе (хотя, как он сам признался, на лекциях появлялся нечасто), Андрей заработал свой первый миллион. Однако, начав работать в 14 лет, он не брезговал никакой работой: был сторожем в бизнес-центре и чистил ковровые покрытия, верстал таблицы для автокаталога и даже помогал друзьям отца продавать б/у финское медоборудование. Начав свой первый «серьезный» бизнес с продажи сувенирной продукции, Андрей случайно наткнулся на пустовавшую нишу – производство брендированного шоколада для корпоративных клиентов. Сегодня его компания с оборотом около 100 млн рублей в год является лидером на рынке Северо-Запада, а шоколадные сувениры продаются в «Буквоеде» и других магазинах в 50 городах России, Казахстана, Белоруссии, Эстонии.
Информация о лекции быстро разлетелась в соцсетях, поэтому послушать известного предпринимателя пришли не только политехники, но и студенты других вузов. Андрей рассказал о времени учебы в университете и о том, как буквально на коленке со стартовым капиталом в 100$ начинал свое дело. Студенты узнали подробности того, как создавались компании ShokoBox и Shokoladka.ru, а также о том, как Андрею удалось не просто пережить кризис 2008 года, но и, сменив стратегию, даже увеличить выручку. И планы по развитию своих компаний, равно как и доходы, что характерно, он тоже не скрывает.
Как создавать новые ниши, вместо того, чтобы вставать в очередь на существующих, какие перспективы открыты перед молодыми предпринимателями, где взять деньги на развитие бизнеса и даже про политику в отношении малого бизнеса – убедительно и приводя собственные примеры, пояснил Андрей. Нет, его эмоциональный рассказ был вовсе не о золотой рыбке, которая даст тебе всё и сразу. Чтобы добиться успеха, надо пахать. И все время учиться: читать бизнес-литературу (must-read от Андрея – «4D брэндинг» Томаса Гэда, «Теряя невинность» Ричарда Брэнсона, «От хорошего к великому» Джима Коллинза, и др.), учиться у других. «Это раньше я искал работников, которые будут тупо исполнять мои указания. Сейчас мои подчиненные – профессионалы, у которых я сам могу чему-то научиться», – пояснил бизнесмен. Однако, по словам Андрея, его цель в том, чтобы молодые ребята не боялись начинать свое дело. Потому что, судя по вопросам, которые они наперебой задавали ему после лекции, боятся они многого: недобросовестных конкурентов, коррупции и бюрократии, сильных мира сего, способных «отжать» бизнес…
Андрей охотно общается с молодежью и убеждает, что не надо бояться. Для этого он согласился провести в Политехе цикл лекций о малом бизнесе (более подробно о проекте и графике лекций можно узнать в Центре по работе с выпускниками СПбПУ, ГЗ, ауд. 147). Точно так же, из желания делиться собственным опытом, несколько лет назад у него родилась идея организовать в Интернете передачу, в которой приглашенные гости рассказывают о секретах малого бизнеса. Проект нацелен на развитие предпринимательства: мотивацию к созданию собственного бизнеса, повышение качества знаний, внедрение эффективных инструментов ведения бизнеса, развитие новых ниш. В результате подкаст Андрея Шаркова на Pod.Fm.ru стал популярнее, чем передача бизнесмена-банкира Олега Тинькова, и уже за первый год работы программы более 1000 человек открыли свое дело. И возможно, что через несколько лет, когда поколение ребят, которые сегодня слушают подкасты и приходят на лекции Андрея, встанет у руля, они будут уметь работать, а не просто просиживать штаны. А он сам, возможно, сможет гордиться тем, что приложил к этому руку.
В рецепте же успеха самого Андрея несколько составляющих. Чтобы бизнес успешно развивался, нужно найти такой род деятельности, которым мало кто занимается. Рассчитывать нужно на себя, а на любые ситуации стараться влиять – хотя бы своим примером. А тем, кто сомневается, стоит ли начинать собственный бизнес, Андрей говорит, что между активными и умными побеждают активные – те, кто делают. А из тех, кто проявил свою активность, побеждают те, кто поумней. Как он сам признался, все его лучшие идеи были реализованы в течение 72 часов. Поэтому и рекомендует, не откладывая на завтра, просто брать и делать!
Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Текст: Инна ПЛАТОВА