22 сентября в ходе проведения экскурсии по историческим местам Ленинградской области представители студенческого актива университета посетили город Шлиссельбург, где ознакомились с техническими возможностями отечественной «гидравлической архитектуры» первой половины ХIХ века.
Здесь под руководством Главного директора Управления водяными и сухопутными сообщениями, первого ректора Института Корпуса инженеров путей сообщения генерала-лейтенанта А.А. Бетанкура были построены мосты, водоспуски и знаменитые шлиссельбургские шлюзы Староладожского канала. Блестящий подъем отечественного инженерного искусства был тесно связан с деятельностью инженеров Корпуса путей сообщения и имел важное значение для Ладожского канала.
Серьезное влияние на строительство оказала теория шлюзов со сберегающими бассейнами, которая была разработана нашим выдающимся инженером, вторым ректором Института Корпуса инженеров путей сообщения генерал-лейтенантом П.П. Базеном. Им же в Шлиссельбурге были построены четырехкамерные шлюзы, «Мост на колоннах» и каналы. На строительстве гидротехнического комплекса на старом устье Ладожского канала впервые была применена гидравлическая известь, которую впоследствии использовали не только для возведения сооружений на канале, но и в Петербурге. Иностранные строители, посещавшие Петербург, считали своим долгом осмотреть Шлиссельбургские шлюзы, которые приобрели европейскую известность. Они стали, по словам Базена, «ключом» Петербурга.