В последние месяцы из-за необходимости введения дистанционного обучения у большинства школьников и студентов резко возросла продолжительность работы за компьютером. О том, как длительность «экранного времени» отражается на глазах, и как обеспечить безопасность on-line занятий, мы поговорили с врачом-офтальмологом, профессором, доктором медицинских наук, заведующим кафедрой офтальмологии Педиатрического университета Владимиром Всеволодовичем Бржеским.
Затуманивание зрения, боль и резь в глазах, слезоточивость и т.п. — все это признаки зрительного утомления и синдрома «сухого глаза», который часто возникает при длительной работе с компьютером. На сегодняшний день, по данным исследований, у 50-75% пользователей мобильных устройств наблюдаются перечисленные симптомы. Каждый час работы за компьютером их усиливает. Коронавирусная инфекция внесла свои коррективы в нашу жизнь и жизнь наших детей — каждый день самоизоляции мобильные средства связи отнимает сравнительно больше времени, чем раньше. Особенно страдают школьники. В период карантина ежедневная необходимость смотреть в монитор возросла в 2–3 раза, что подвергает глаза дополнительной нагрузке.
«Компьютерный зрительный синдром» — так офтальмологи называют комплекс симптомов, спровоцированных длительной работой за компьютером. Все они подразделяются на несколько категорий:
● Астенопические жалобы зрительного характера: на затуманивание зрения, замедленную перефокусировку при взгляде с клавиатуры на экран монитора, на двоение, прогрессирующее снижение зрения вдаль, быструю утомляемость при работе на близком расстоянии, головные боли.
● Глазные жалобы, обусловленные развивающимся синдромом «сухого глаза»: на боль или резь в глазах, дискомфорт, покраснение глаз, чувство инородного тела, периодическое слезотечение и др. Такие пациенты часто усиленно трут глаза, усиливая выраженность воспалительного процесса в веках и конъюнктиве.
● Жалобы общего характера: головная боль, боль в области шеи, головокружение, нарушение осанки.
Как защитить своего ребенка от зрительного переутомления? Владимир Всеволодович Бржеский дал несколько рекомендаций: «…Основное правило — 2 часа непрерывной работы ученика за компьютером непременно должны сопровождаться перерывом в 15-20 минут с расслаблением аккомодации — перефокусировкой взгляда на максимально удаленные предметы. Кроме того, необходимо выполнять простые физические упражнения после длительного непрерывного сидения за столом. При этом ежедневно ребенок должен пребывать на свежем воздухе не менее 2 часов».
Также родители могут столкнуться с проблемами, возникающими из-за оснащенности рабочего места ребенка.
Первая проблема — низкое качество изображения на мониторе компьютера. Избыточная яркость, блики на экране, неправильные настройки цвето- и светопередачи монитора, контрастности изображения. Неправильное расположение монитора по отношению к источникам света тоже создает дополнительные блики на экране монитора.
Вторая проблема, с которой могут столкнуться родители, — электромагнитное излучение. «Монитор компьютера является источником электростатического поля, электромагнитных излучений в низкочастотном и высокочастотном диапазонах, рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучения, а также излучения видимого диапазона. Хотя они обычно и не превышают биологически опасного уровня, длительная непрерывная работа за компьютером вносит в эту «безопасность» определенные коррективы. Электромагнитное излучение оказывает высушивающее и деионизирующее воздействие на воздух вблизи компьютера, а также негативно отражается непосредственно на покрывающей глаз слезной пленке, нарушая ее свойства. Безусловно, выход из сложившейся ситуации также есть — не нужно экономить на качестве монитора компьютера, который многим пользователям сегодня уже заменил ручку с бумагой», — говорит Владимир Всеволодович.
И, наконец, еще одна важная проблема — неправильная организация рабочего места – 37% случаев развития синдрома врачи связывают именно с этим фактором. Многочисленные исследования показали, что оптимальным для работы за компьютером является расположение центра монитора на 10-25 см ниже горизонтальной линии взора при рабочей дистанции до монитора 50-70 см. При этом, рабочее место должно быть достаточно освещено, однако не ярче свечения монитора компьютера.
Владимир Всеволодович советует родителям обратить внимание и на физиологические особенности ребенка. Если ребенок носит контактные линзы — важно помнить, что работа за монитором может усугубить развитие синдрома «сухого глаза».
Кроме того, определенное значение также имеет широкое раскрытие глаз при пристальном взгляде на монитор, особенно направленном снизу вверх, когда глазное яблоко обнажается максимально. А при напряженной работе за компьютером частота морганий ребенка снижается с 12-15 до 4-5 в минуту — это является наиболее значимым фактором развития зрительного утомления.
«В силу изложенных обстоятельств, если пользователю компьютером не удается заставить себя чаще мигать (в нашей практике — почти невыполнимая рекомендация), то следует воспользоваться широко распространенными в аптечной сети безрецептурными препаратами «искусственной слезы». Их следует закапывать за веки при появлении упомянутых выше признаков синдрома «сухого глаза» или для профилактики их проявления», — рекомендует профессор Бржеский.
Однако если соблюдать простые правила работы с электронными средствами связи, то можно во многом избежать развития компьютерного зрительного синдрома или своевременно купировать его симптомы, сохранив зрительную работоспособность в этот непростой для учебного процесса период.