Три дня — с 8 по 10 апреля — преподаватели, аспиранты и студенты на проектно-аналитических сессиях «раскладывали по полочкам» пять заданных тем. Все они созвучны «Приоритету 2030». Так, три команды трудились над стратегическими проектами вуза: «Безопасная экосистема интеллектуальной транспортной инфраструктуры», «Новые технологии и материалы в строительстве» и «Тяжеловесное движение — драйвер экономики России». Ещё две группы занимались «Образовательной политикой» и «Исследованиями и инновациями». Каждую из них участники рассмотрели с позиции «было-стало-будет», определились с позиционированием продукта, который они выпускают, разобрали проблемы и модернизацию управленческих систем.
На финальной защите был вынесен ряд предложений. Например, внести изменения в образовательные программы, с целью увеличения времени для проектной работы. Также экспертам была представлена концепция научного центра с лабораториями машиностроения, робототехники и аппаратно-программного обучения VR/AR технологии и то, какие возможности этот ресурс откроет для образования. Он будет создан совместно с индустриальным партнёром вуза — АО «Трансмашхолдинг».
Руководитель группы экспертов Денис Козулин подчеркнул: внешнее воздействие специалистов Социоцентра необходимо для того, чтобы запустить акт рефлексии в коллективе вуза: подумать над программой, взвесить все «за» и «против» и двигаться дальше. Это позволит трансформации вуза выйти на новый уровень. «Важно, и то, что останется у каждого: когда он вернётся на своё рабочее место, он будет эффективнее использовать свои компетенции, в том числе и те, что приобрел во время обучения», — говорит он.
Кстати, Денис Козулин уже посещал ПГУПС в числе экспертов Социоцентра два года назад. Он отметил: «Когда люди (сотрудники вуза) начали реализовывать программу развития, ощутили масштаб амбиций, которые взяли на себя. Эта сопричастность отразилась на них. И это видно на проектно-аналитических сессиях: как они вовлечены, как вступают в обсуждение, как парируют наши вопросы или тут же генерируют что-то новое».
Построение качественной коммуникации между участниками сессий, такой, какая невозможна в повседневности — ещё одна задача экспертов. Инженер центра компьютерных железнодорожных технологий ПГУПС, аспирант первого курса факультета «Автоматизация и интеллектуальные технологии» Егор Волков работал над «Безопасной экосистемой интеллектуальной транспортной инфраструктуры». Помимо решений, связанных с экосистемой, отметил — насколько, оказывается, общее у него и коллег по группе видение того, как развивать программы аспирантуры и подготовки кадров высшей квалификации.
«Мы понимаем целевое состояние, к которому должны прийти в ходе реализации стратегических проектов, — подчеркнул ректор вуза Олег Сергеевич Валинский. — С определённой периодичностью будем возвращаться к такому формату групповой работы».
Кстати, ПГУПС, помимо докладов и обсуждений, предложил экспертам экскурсии. Так, они посетили Киберполигон и лаборатории вуза — «Комплексное развитие транспортных систем» и Научно-исследовательскую лабораторию комплексных физико-химических исследований. Также участников встречи принял ГУП «Петербургский метрополитен». Сотрудничество с этим индустриальным партнёром — ещё одна зона для развития вуза. В прошлом году успешно прошла испытания созданная в ПГУПС система автоведения поездов в метрополитене. Сейчас её используют на третьей линии метро города на Неве.
На защите проектов были представители ещё одного крупного индустриального партнёра вуза — ОАО «РЖД». Так, начальник Центра инновационного развития Октябрьской железной дороги Виталий Кудрявцев рассказал о возможностях реализации проектов через инвестиционные программы холдинга.
Коллектив вуза получил рекомендации от экспертов: смелее фиксировать свои плюсы и «заделы», готовя кадры для транспортной отрасли, не забывать о себе, растить кадровый резерв Университета, двигаться вперёд малыми, но уверенными шагами: в некоторых случаях смещать фокус со сверхзадач — проектов, которые значительно повлияют на отрасль и страну — на цели, достижение которых необходимо «здесь и сейчас». И, конечно, делать акцент на отраслевых особенностях образовательных программ и возможностях, которые они открывают перед студентами и исследователями.
«Мы уедем, а университет будет развиваться дальше, — подытожил Денис Козулин. — Наши заходы в вуз — возможность понять, в чём сильные стороны университета, которые можно вынести в общую копилку развития высшего образования страны».