Коллекцию пополнил врачебный перкуссионный набор XIX века, принадлежавший одному из основоположников педиатрии Петру Сергеевичу Медовикову. Также правнучка передала в музей издания трудов учёного и книги с его автографами.
— Сегодня мы получили очень ценный экспонат, набор медицинских инструментов, который использовал великий врач, один из основоположников Педиатрического института-академии-университета. Такой набор раньше назывался «набором доктора» — в него входили перкуссионный молоточек, плессиметр — небольшая пластинка из слоновой кости или какого-либо другого материала, которая простукивалась молоточком, и разборный фонендоскоп, — рассказала директор музея Педиатрического университета Ирина Савина. |
Реликвию в музей передала правнучка Петра Медовикова Оксана Холодная.
— Среди моих предков две большие ветви — инженерная и медицинская, но есть ещё творческая ветвь. Моя бабушка заканчивала консерваторию, и папа тоже очень любил музыку. Рояль, подаренный Петром Сергеевичем Медовиковым дочери Тамаре Петровне, стоит у меня дома, когда-то я училась на нём играть. Но из меня музыканта не получилось, а вот папа — Кирилл Флавианович Товстолес — разрывался между музыкой и медициной. Он очень много оперировал, говорили, что это у него золотые руки Ленинграда, — рассказала Оксана Холодная. |
Биография её прадеда находится в самом начале экспозиции университетского музея. Пётр Сергеевич Медовиков — российский и советский педиатр, профессор, основоположник первой в СССР кафедры детского туберкулеза при Ленинградском педиатрическом медицинском институте. Детская медицина заинтересовала его ещё в годы учёбы в Императорской Военно-медицинской академии. В 1905 году был приглашён врачом во вновь построенную Петербургскую Городскую детскую больницу «В память священного коронования Их Императорских Величеств», где работал под руководством выдающегося педиатра — профессора Дмитрия Александровича Соколова.
Вопросы детского туберкулеза оказались едва ли не главным научным и клиническим интересом Петра Сергеевича. Ещё в 1916 году он издал свой первый труд, посвященный этой проблеме. В 1930 году Пётр Медовиков возглавил первую в СССР кафедру детского туберкулёза. Период её становления занял несколько лет и был завершен к концу 30-х годов. За короткий отрезок времени Пётр Сергеевич сумел воспитать целую плеяду детских фтизиатров.
В 1941 году, Пётр Медовиков ушёл из жизни — неизвестно, умер ли он до начала блокады Ленинграда или оказался одной из первых её жертв. Однако потомки, среди которых немало врачей, сегодня продолжают династию.
— Я закончила Педиатрический университет в 1993 году, потом ординатуру по специальности «офтальмология», работаю врачом-офтальмологом. Недавно у меня в Перинатальном центре университета родился внук Кирилл, и мы думаем, что он, возможно, тоже выберет профессию врача, когда вырастет, — поделилась правнучка Петра Медовикова. |
Музей вуза также посетила однокурсница и одногруппница Оксаны Холодной Екатерина Таликова. Она принадлежит к медицинской династии Чистовичей, фамильное древо которой насчитывает уже 6 поколений врачей.
— Рассказ о моих предках нужно начать с нашего родоначальника — Якова Алексеевича Чистовича — академика и руководителя Медико-хирургической академии. Он был создателем судебной медицины, — сообщила Екатерина Таликова. |
Яков Алексеевич родился в 1820 году, начальником Императорской медико-хирургической академии был с 1871 по1875 годы. В это время были открыты анатомо-физиологический институт и Михайловская клиническая больница баронета Я. В. Виллие. Также в 1872 году в академии создали «Особый четырехгодичный курс для образования ученых-акушерок», явившийся предвестником женского врачебного образования в России.
— У Якова Алексеевича было пятеро детей, три сына стали врачами. Третьим поколением медиков в нашей семье были внуки Якова Алексеевича. Среди них Алексей Николаевич, выдающийся паталогоанатом, профессор, и его супруга Галина Владимировна Цымбалина-Чистович — детский хирург, — продолжила Екатерина Таликова. |
Галина Цымбалина-Чистович работала в хирургическом отделении ЛПМИ с 1938, была одним из ведущих специалистов, доцентом кафедры детской хирургии вуза. В 1941-м Галина Владимировна трудилась в госпитале Куйбышевской Военно-медицинской академии, а с октября 1942 по июнь 1944-го — в эвакогоспитале в Самарканде. После войны она вернулась в Ленниградский педиатрический медицинский институт, где оперировала и преподавала много лет.
Бабушка Екатерины Таликовой Варвара Николаевна Чернова работала на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии вуза, защитила докторскую диссертацию.
— Бабушка ушла из жизни, когда мне было 15 лет. Для меня она была просто бабушкой, я тогда ещё не осознавала, что имею какое-то отношение к славному роду. Когда растёшь, ты не замечаешь многие вещи. Но потом пришло осознание, что она была профессором, — поделилась продолжательница медицинской династии. |
На кафедре трудилась и мама Екатерины Таликовой Наталья Георгиевна Добровольская, она была старшим преподавателем. Её выпускной альбом 1963 года дочь передала в музей Педиатрического университета.
Добавим, что и сама Екатерина Таликова занимается наукой — по специальности она детский инфекционист, в настоящее время работает в фармацевтической кампании.
Дата публикации: 25.04.2025