RAO/CIS Offshore 2017 включает в себя проведение пленарного заседания «Реализация шельфовых проектов – драйвер промышленного и экономического развития», десять круглых столов и выставочную экспозицию. СПбГМТУ представил на выставке совместный стенд со своим партнером — компанией «Океанос». Выставочная экспозиция состоит из различных моделей глайдеров и других технических разработок вуза и компании.
В повестку деловой программы конференции включены вопросы, связанные с укреплением ресурсного потенциала континентального шельфа России, реализацией глобальных энергетических проектов в Арктике: состояние изученности минерально-сырьевой базы, перспективы создания современного оборудования на предприятиях России, экологическая и промышленная безопасность, расширение международных связей. Слушателям будет представлено более 200 докладов.
Во второй день работы конференции и.о. ректора СПбГМТУ Глеб Туричин выступил с докладом: «Исследования и разработки СПбГМТУ для арктической программы». Презентация возможностей университета была проведена в рамках заседания круглого стола на тему: «Обустройство нефтегазовых месторождений арктической зоны и континентального шельфа».
Доклад ректора носил обзорный характер. Он познакомил представителей крупных компаний с научными разработками специалистов СПбГМТУ, посвященными арктической тематике и проблемам освоения шельфа северных морей. Корабелка уже давно и успешно работает в этом направлении.
Одной из известных проблем освоения шельфа является отсутствие необходимой береговой инфраструктуры, сложность и большие затраты на ее строительство на севере. Для решения этой проблемы ученые Корабелки предложили концепцию автоматизированных подводных терминалов, которые позволяют загружать нефтепродукты на танкеры без создания дорогостоящей береговой инфраструктуры. Глеб Туричин вкратце объяснил принципы их работы, отметив, что три патента на это изобретение университетом уже получены и еще два находятся в стадии оформления.
Морские роботизированные платформы — еще одна тема, которую ведет университет. Это, в первую очередь, подводные глайдеры различных типов. Причем, ими университет занимается «под ключ»: от разработки концепции до создания опытных образцов.
Еще одна компетенция вуза — исследования и разработки в области ледовой прочности различных конструкций. С 2007 года университетом предложено 17 проектов. «Мы научились прогнозировать значения локальных ледовых нагрузок на основе модельных экспериментов в ледовом бассейне и способны пересчитывать итоги экспериментов для получения спектра необходимых характеристик, предъявляемых в качестве технических требований к конструкциям» — подчеркнул руководитель Корабелки.
Не менее интересной для севера и освоения арктического шельфа темой являются новые технологии сварки хладостойких сталей. Университет предлагает использовать эффективные технологии гибридной лазерно-дуговой сварки. На сегодня подобная сварка является самой современной, производительной и наиболее экономически выгодной технологией соединения толстолистового металла при строительстве судов и морских объектов.
На заседании еще одного круглого стола: «Подводные (подледные) технологии и технические средства для добычи полезных ископаемых в условиях замерзающих морей», также проводившегося сегодня, от СПбГМТУ выступил Александр Фрумен с докладом «Система загрузки от подводного терминала в условиях северных морей».
В ближайшие два дня программа форума также будет очень насыщенной. 14 сентября в Михайловском манеже начнет работу круглый стол «Перспективные разработки молодых ученых, специалистов и студентов». В этом мероприятии от СПбГМТУ принимает участие Сергей Вербицкий с сообщением «Подготовка студентов на кафедре океанотехники и морских технологий».
В пятницу, 15 сентября с докладом о разработке концептуального проекта арктического танкера с ядерной энергетической установкой выступит заведующий кафедрой проектирования судов СПбГМТУ Геннадий Демешко.
В программе молодежного форума, проводимого в рамках конференции, заявлены доклады студентов морского технического университета на темы:
- «Проектная и логистическая проработка транспортной модели снабжения труднодоступных северных районов РФ»;
- «Оценка возможности производства днищ газгольдеров малой вместимости холодной вытяжкой»;
- «Концепция универсального научно-исследовательского судна высокого ледового класса для эксплуатации в Восточной Африке»;
- «Моделирование воздействия дрейфующего ледового поля с опорами морских сооружений с использованием специальных элементов»;
- «Роль государственно-частного партнерства в освоении Арктических месторождений».
Среди мероприятий, предназначенных вниманию студентов, заявлено проведение мозгового штурма: «Я через 10 лет. Идеальные условия профессионального развития». По его итогам будут подготовлены презентации и организована панельная дискуссия.
Участие СПбГМТУ в конференции и выставке позволяет в полной мере оценить потенциал университета, который не только предлагает новейшие технические решения в плане проектирования судов и морских сооружений для Арктики, но также и готовит специализированные кадры для осуществления этих решений в будущем.
Фото: Сергея Довгялло.