Ученые и инженеры БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова совместно с коллегами из Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева приступили к реализации проекта, цель которого – разработка технологии создания высокоресурсных устройств исполнительной автоматики систем космических аппаратов. В частности, речь идет о повышении долговечности и срока эксплуатации таких аппаратов, включая спутники.
Эта научно-исследовательская работа (ПНИЭР) проводится по Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014-2020 годы», мероприятие 1.3, на тему: «Разработка систем мониторинга и диагностики устройств исполнительной автоматики, обеспечивающих длительное автономное функционирование перспективных космических платформ связи для освоения труднодоступных территорий Российской Федерации, удаленных районов мирового океана и Арктики».
ПНИЭР осуществляется при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение о предоставлении субсидии № 14.577.21.0270 от 26 сентября 2017 г., идентификатор проекта RFMEFI57717X0270.
— В высокотехнологичных изделиях, к числу которых относятся космические аппараты, говоря простым языком, электронная начинка достаточно долговечна, хотя достаточно быстро устаревает морально, а вот «механика» выходит из строя гораздо раньше, — говорит кандидат технических наук доцент университета Сергей Карпов. – А это в свою очередь сокращает срок эксплуатации самого аппарата. Хотя электроника по-прежнему продолжает работать надежно.
Со стороны Военмеха в проекте участвует кафедра «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие». Работами руководил заведующий этой кафедрой доктор технических наук, профессор Олег Григорьевич Агошков, который, к сожалению, совсем недавно ушел из жизни. Его сменил молодой ученый Сергей Яковлев.
— Мы занимаемся исследованиями, которые направлены на повышение надежности и долговечности приборных подшипников, — говорит Сергей Яковлев. — Параллельно решаем и вопросы импортозамещения в этой сфере. Поскольку санкции коснулись и импортных подшипников. Не говоря уже о том, что за последние годы цены на них заметно возросли.
Напомним, что подшипник – это сборочный узел, который является частью опоры или упора. Подшипники поддерживают с заданной жесткостью вал, ось или какую-то другую подвижную конструкцию. В их состав входят двигающиеся шарики или тела качения. Возникающее в процессе движения трение может привести к преждевременному выводу подшипников из строя, а вместе с этим и всего аппарата.
Чтобы уменьшить трение, применяют смазочную жидкость, которая параллельно используется и для охлаждения агрегата. Уже давно известно, что соприкасающиеся в процессе работы элементы любого изделия будут служить дольше, если в смазку добавлять так называемые поверхностно активные вещества (ПАВ). Эти вещества были исследованы учеными Государственного института прикладной химии еще в шестидесятые годы прошлого века. В частности, их широко использовали в газораспределительном механизме популярного тогда автомобиля «Жигули».
Следующим этапом в развитии ПАВ стали фтортензиды «Валкон-2» и «Валкон-4». Что представляют собой многокомпонентная полимерная композиция «Валкон»? Это — подвижная жидкость на основе фторсодержащих поверхностных веществ.
Фтортензиды наносят тонким слоем на соприкасающиеся детали, а в недалекой перспективе их планируется вводить в сами смазывающиеся вещества.
— Между Военмехом и Химико-технологическим университетом работы распределены следующим образом, — объясняет Сергей Яковлев. – Коллеги изучают, как меняются свойства смазочной жидкости после внедрения в нее фтортензидов, а мы – как поведут себя подшипники в условиях их применения.
Индустриальным партнером БГТУ является здесь такое известное предприятие, как АО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева».
Работы, которые начались несколько месяцев назад, планируется завершить в конце 2019 года.