В этом году исполнилось 260 лет со дня рождения выдающегося русско-испанского инженера Августина де Бетанкура. В этой связи в Мадридском политехническом университете, в университете Ла Лагуна, а также в муниципалитете города Санта-Крус на острове Тенерифе состоялись презентации книги “Betancourt, ingeniero por exelencia”, написанной профессором Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Дмитрием Ивановичем КУЗНЕЦОВЫМ и выпущенной в Мадриде издательством “Endymion”. Данная книга является первой художественно-публицистической биографией этого выдающегося человека, так много сделавшего как для России, так и для Испании.
По словам автора, жизнь Августина де Бетанкура до сих пор окутана тайной, но с каждый годом мы все больше и больше узнаем об этой замечательной исторической персоне. Уроженец далеких Канарских островов действительно преуспел на службе второй Родины, куда приехал в возрасте 50 лет в 1808 году и где нашел вечное упокоение шестнадцать лет спустя. Но за эти 16 лет, что ему удалось сделать?
Перечень сотворенных им в нашей стране дел огромен. Этот список подчас вызывает недоверие: ведь и малой их части хватило бы не на одну жизнь – реконструкция Тульской оружейной фабрики; строительство Таицкого водопровода в Царском селе; сооружение менее чем за шесть месяцев невиданного до того по размерам Московского манежа; переоборудование Императорской Александровской мануфактуры; строительство комплекса зданий Экспедиции заготовления государственных бумаг в Петербурге (ныне – Гознак) с внедрением там новой технологии изготовления бумаги; организация регулярной очистки кронштадтского порта паровой землечерпалкой собственной конструкции, построенной им же на Ижорских заводах; разработка проекта фундамента Исаакиевского собора и комплекса подъемных механизмов, которые использовались при его строительстве, а позже, уже после смерти великого инженера, при установке Александровской колонны и еще многое, многое другое. Августин Бетанкур заложил основы научного подхода к мостостроению в России: по его проектам были построены мосты на Московском шоссе, в Туле и Петергофе, сооружен первый постоянный арочный мост через Малую Невку в Петербурге и реконструирован Исаакиевский наплавной мост через Большую Неву.
С 1816 года А.А. Бетанкур возглавлял Комитет строений и гидравлических работ – градостроительный орган Санкт-Петербурга в XIX веке, заботами которого создана основа уникального архитектурного образа сегодняшнего центра Петербурга; с 1819 по 1822 годы был главным директором путей сообщения и под его руководством разработаны проекты реконструкции Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской водных судоходных систем.
Одним из величайших и нетленных деяний Августина Бетанкура стала организация Института Корпуса инженеров путей сообщения. Лично им были составлены учебные планы, закуплены необходимые книги и учебные пособия, приглашены специалисты, преподаватели и профессора из числа лучших европейских светил в области математики, начертательной геометрии, механики, строительного искусства и других наук, в частности П.Д. Базен, А.Я. Фабр, К.И. Потье, М.Г. Дестрем, архитектор Тома де Томон. Именно в России состоялся такой «проект» А. Бетанкура, как архитектор О. Монферран – творец Исаакиевского собора, начавший работу в качестве рисовальщика под руководством А. Бетанкура по рекомендации его друга и компаньона, знаменитого часовщика А-Л. Бреге.
Традиция государственного инженерного образования в России была заложена, как и многие перемены, более трех веков назад Петром I, уверенным, что аграрная страна может превратиться в великую империю, только встав на путь просвещения. Но должен был пройти целый век для осознания того, что огромные территории, входящие в состав Российской Империи, невозможно объединить без современных путей сообщения – сети дорог, каналов, мостов и портов. Молодой император Александр I понял в своих реформах, что назрела необходимость подготовки инженеров путей сообщения. Их миссия – возглавить элиту русских инженеров, сочетая в себе знания и опыт строителей, геологов, архитекторов, механиков, используя на практике новейшие методы и технологии сооружения мостов, дорог, каналов, портов. Именно они впоследствии определяли архитектурный облик больших и малых российских городов, не только развивая транспортную инфраструктуру, но и создавая новые каноны зодчества. Столица Империи – Санкт-Петербург – стала творческим полигоном для инженеров путей сообщения, перекинувших мосты через кружевную сеть дельты Невы, устремивших ввысь шпили величественных соборов, протянувших нити дорог от Северной Пальмиры по пространствам необъятной России.
Основывались все эти успехи на фундаментальном инженерном образовании, искусстве градостроительства, способности воспринимать и творчески перерабатывать лучшие достижения мировой науки и культуры, которым обладала грандиозная по своему масштабу историческая личность – Августин де Бетанкур. Именно Бетанкур принес и развернул во всей полноте в России самые передовые для своего времени принципы подготовки инженеров, большинство из которых не утратили своего значения сегодня. Они включают фундаментальность теоретической инженерной подготовки, прежде всего математическое образование, и овладение практическими методами и приемами работы, дающими, по мысли Бетанкура, возможность «снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из него могли бы быть назначаемы к производству всяких работ в Империи», что и было им осуществлено в Институте Корпуса инженеров путей сообщения, сыгравшего выдающуюся роль в российской истории инженерного образования. Например, когда начались занятия в Санкт-Петербургском политехническом институте в 1902 году на технических отделениях около 45% преподавателей оказались выпускниками Института Корпуса инженеров путей сообщения.
Многое сделал Бетанкур и для Испанского королевства. Об этом и многом другом на своей презентации на испанском языке рассказал профессор Высшей школы общественных наук СПбПУ Д.И. КУЗНЕЦОВ.