Конфликт поколений – проблема, актуальная всегда. Сегодня это столкновение поколения Х – тех, кто родился в период с 60-х по 80-е годы прошлого века, и поколения Y, нынешних студентов и молодых специалистов – по-другому их называют миллениалами.
«Иксы» и «игрики» по-разному воспринимают вопросы карьеры: руководители компаний уверены, что молодой человек должен идти к ним с большим желанием работать, а миллениалы уверены, что компания сама должна их заинтересовать и сделать предложение. В итоге возникают сложности с трудоустройством, с которыми минувшим летом столкнулись HR-специалисты, устраивая дипломантов первого сезона олимпиады «Я – профессионал» на стажировки. Основная проблема, по их мнению, в недостатке развитых soft skills, так называемых «гибких навыков», и в непонимании, что такое карьерное планирование.
На основе отзывов работодателей, принимавших летом на стажировки победителей олимпиады, родилась образовательная программа «Я – профессионал», главная цель которой объяснить важность и значимость личных навыков. Сегодня, 4 октября, в Политехническом университете состоялся тренинг «Скажи мне свою цель, и я скажу, кто ты», нацеленный на развитие у петербургских студентов soft skills. Вел тренинг один из самых востребованных бизнес-тренеров России Сергей ОЗЕРОВ. В ходе интерактивного мастер-класса коуч научил студентов верно ставить жизненные цели и мотивировать себя на их достижение. Накануне этими знаниями бизнес-тренер поделился со всеми петербуржцами в эфире программы «Хорошее утро» на телеканале «Санкт-Петербург».
Корреспонденту Медиа-центра Сергей объяснил, что же все-таки такое «гибкие навыки» и какую пользу получат слушатели образовательной программы «Я – профессионал» для построения карьеры и для жизни в целом.
– Сергей, какие «гибкие навыки» наиболее важны для молодого специалиста?
– Для каждой специальности есть основные навыки, необходимые для того, чтобы правильно исполнять свою работу, а вот soft skills больше обращены на личные характеристики человека. Другими словами, это все то, что улучшает человека, может повысить его эффективность и не связано напрямую с конкретной профессией. Основные «гибкие навыки» – это, конечно, тайм-менеджмент, лидерство, умение работать в команде, брать ответственность на себя.
– Существует ли какая-то универсальная технология, чтобы развить в себе надпрофессиональные навыки?
– Есть огромное количество специальной литературы и тренингов. Сегодняшний тренинг в Политехе как раз и был посвящен развитию этих навыков – у студентов была возможность не просто послушать меня, а потренироваться. Поиск информации и применение ее в реальности дает повышение soft skills до необходимого уровня, который будет напрямую влиять на повышение эффективности человека.
– Это и есть идея образовательной программы «Я – профессионал» – дать студентам необходимую информацию для их личностного роста?
– Программа направлена на то, чтобы повысить как hard skills – будет огромное количество вебинаров по основным профессиям, так и soft skills, которые помогут студентам стать лучше. Слушатели этой образовательной программы получат ценные знания и будут иметь колоссальное преимущество перед теми, кто решил не принимать в ней участие. Что касается меня, я понимаю, что передаю свои знания и опыт ребятам, которые сегодня студенты, но через пять–десять лет станут людьми, меняющими нашу страну. И они смогут улучшить эту страну так же, как когда-то улучшили себя. В этом я вижу свою миссию, поэтому студенты для меня всегда в приоритете.
Валерия ВИЛИСОВА, которая летом как раз устраивала стажировки победителям олимпиады в ведущие компании страны, рассказала, что лично сталкивалась с тем, что миллениалы часто не выходят на собеседования по скайпу, не умеют делать хорошее резюме, потому что не понимают, зачем им это нужно. Обладая отличными профессиональными знаниями, они не умеют себя правильно презентовать, что мешает им добиться цели. В то же время, те студенты, которые работают над своими надпрофессиональными навыками, успешно попадают на стажировку с дальнейшим трудоустройством. «Самые важные компетенции – это командообразование, потому что решение любой задачи требует работы в команде, – говорит Валерия. – Это лидерство, способность брать ответственность за процесс на себя. Это коммуникация, самопрезентация, ведение деловой переписки. Организуя образовательную программу “Я – профессионал”, мы ставили на первое место карьерное планирование, потому что, в первую очередь, ребята не понимают, куда им идти работать и зачем. И на эти два вопроса мы дадим ответы».
HR-специалисты олимпиады «Я – профессионал» готовы дать ответы не только на эти вопросы – уже сейчас студенты со всей России, участвующие в олимпиаде, могут обращаться к ним за помощью и объяснениями, как правильно общаться с работодателем.
Важность развития «гибких навыков» подчеркнул ректор СПбПУ, академик РАН Андрей Иванович РУДСКОЙ. Он уверен, что сейчас, в век колоссальных перемен, индустрия в корне должна поменять свой подход к дальнейшему развитию. Это же должны сделать и компании, и молодые специалисты. «Мы говорим о цифровом проектировании и производстве, о безлюдных фабриках, о цифровых двойниках и совершенно новом подходе к решению вопросов о создании глобально конкурентного продукта промышленности. Только цифровая экономика, цифровые методы позволяют достигать высокой скорости реализации, и вы, все здесь сидящие, те, кто будет эти технологии внедрять во всех отраслях», – обратился к петербургским студентам ректор.
Напомним, что образовательная программа «Я – профессионал» стартовала в октябре с проведения 17 тренингов по развитию soft skills от ведущих коучей страны. Впереди – десятки вебинаров, в том числе и по каждому из направлений олимпиады. Так, вебинары по направлениям, которые курирует Политех, а это «Электро- и теплоэнергетика», «Машиностроение», «Цифровое проектирование и моделирование» и «Управление в технических системах», пройдут 18 октября, 8 и 18 ноября. Подробную информацию ищите на сайте олимпиады «Я – профессионал»: https://yandex.ru/profi/. Также на сайте любой студент бакалавриата и магистратуры может зарегистрироваться на одно или сразу несколько из 54-х направлений олимпиады, проявить свои профессиональные умения и стать победителем «Я – профессионал». Каждый может выиграть денежный приз в размере 200 или 300 тысяч рублей, получить возможность поступить в магистратуру и аспирантуру лучших российских вузов и устроиться на работу в крупнейшие компании страны. Регистрация продлится до 22 ноября.