С 18 по 20 декабря в СПбПУ прошел третий модуль Школы ключевых исследователей (PI – Principal Investigator) – программы для молодых сотрудников университета, ориентированной на развитие важных компетенций современного исследователя: инициирования новых проектов, формирования проектных команд, работы со стейкхолдерами. Программа нацелена на подготовку лидеров отечественной науки, которые отвечают и за процесс, и за результат работы. К финальной защите были допущены 12 проектов развития СПбПУ, которые прошли все этапы Школы.
На приемке итогов работы участников Школы PI присутствовало руководство СПбПУ в лице академика РАН ректора Андрея РУДСКОГО, проректора по научной работе Виталия СЕРГЕЕВА и проректора по делам молодежи Максима ПАШОЛИКОВА. В роли модератора выступила руководитель проектного направления Фонда «ЦСР “Северо-Запад”» Наталия АНДРЕЕВА. Выпускников Школы PI поздравили директор ЦСР «Северо-Запад» Марина ЛИПЕЦКАЯ и вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир КНЯГИНИН, который курирует в городе вопросы профессионального образования и научной политики.
«Для университета это проект стратегический, – заявил Виталий СЕРГЕЕВ. – Вы проделали большую работу, ведь изначально на Школу заявилось более 300 человек, а в итоге осталось 83 участника». Проректор напомнил, что целью Школы является не только приобретение навыков управленцев, но генерация проектов, нацеленных на коммерциализацию, которые станут значимы не только для Политеха, но и в масштабах города и страны. «Эта школа – по сути, имеет федеральное значение, потому что подготовка кадров для решения задач-вызовов – сегодня одна из ключевых задач государства, – продолжал Виталий СЕРГЕЕВ. – Ваша молодая энергия двигает науку, и мы уверены, что все идеи и проекты, сгенерированные в ходе Школы, удастся реализовать».
Владимир КНЯГИНИН напомнил, что для технологического проекта важно наличие в нем всех трех позиций: исследовательской, организационной и предпринимательской. «Школа PI – это не в чистом виде исследование, чему вас учили на кафедрах или в аспирантуре. Вы, по сути, те, кто конфигурирует и управляет исследовательскими проектами, и ключевая задача Школы – вывести вас в позицию действующих, а не исполнителей», – пояснил вице-губернатор.
Среди 12-ти итоговых проектов технологических и касающихся оргструктурных изменений университета проектов оказалось поровну. Участники Школы не только обосновали целесообразность своих научно-исследовательских разработок, но и проанализировали конкурентов, разобрались с источниками финансирования и ключевыми показателями эффективности. «За несколько месяцев я пересмотрел свои взгляды на то, как можно и нужно вести проекты, узнал много нового, потренировался, одним из интересных моментов были источники финансирования – эту информацию просто так нигде не узнаешь, и она тем более ценна», – пояснил аспирант СПбПУ, молекулярный биолог и вирусолог Александр ТАРАСКИН. Он первым презентовал проект своей команды – «РНК-терапия. Разработка вакцины против пандемического гриппа H7N9 на основе самореплицирующихся РНК».
Еще одну презентацию сделала к.э.н., доцент Высшей школы управления и бизнеса Ольга КАЛЬЧЕНКО, подчеркнув важность наличия команды единомышленников и общих усилий во время работы. Проект ее команды называется «Цифровая платформа I SEE (Industry − Science − Education – Entrepreneurship)». Суть идеи – объединить индустриальных партнеров с исследователями и студентами Политеха для совместных проектов. «Проект предложила команда молодых ученых из Института промышленного менеджмента, экономики и торговли в составе доцентов Светланы ЕВСЕЕВОЙ, Анны ТИМОФЕЕВОЙ и ассистентов Дарьи ВЕЛИЧЕНКОВОЙ, Валентины КРАВЧЕНКО, Татьяны МОКЕЕВОЙ и Алексея ТРЫКОВА», – считает важным перечислить всех Ольга КАЛЬЧЕНКО.
По словам участников команды, во втором модуле Школы PI на одной из лекций-бесед с индустриальным партнером они убедились в том, что промышленники, в частности руководитель департамента исследований и разработок крупного автопроизводителя Санкт-Петербурга, готовы привлекать молодых ученых Политеха к своим проектам в подобном формате. Затем команда обсудила реализуемость проекта с руководителями информационных, юридических и научных служб СПбПУ и уверена в его успешной реализации уже в ближайшем будущем. «Наша платформа позволит расширить сеть индустриальных партнеров, увеличить количество контрактов, объем НИОКР, совместных публикаций в высокорейтинговых журналах, а также улучшить узнаваемость как Политеха в целом, так и его отдельных научных групп. Слоган нашей команды – “PI для KPI!”», – говорит Алексей ТРЫКОВ.
Самый главный результат всей Школы и итогового мероприятия в частности – все проекты нужны университету и будут поддержаны. Руководство вуза теперь знает, кто формирует научный фронтир и команду развития, готово делать на ставку на этих людей и продолжать проект Школы PI в следующем году. «На старте я вам всё сказал, а сегодня увидел, что вы доказали свою состоятельность и сделали важный шаг как ученые и руководители, – обратился к финалистам Школы ключевых исследователей Андрей РУДСКОЙ. – Вы поняли, что важна не сама цель исследования, но и реализация проекта – для этого мы и запускали Школу, чтобы вы научились ставить правильную цель и понимать, куда и в каком формате двигаться, чтобы ее реализовать. Заканчивая первую Школу, мы задумываемся о следующей, где вы уже будете наставниками. И конечно, вас, финалистов, нельзя бросать – мы готовы инвестировать, помогать и доводить ваши идеи до финала». Все эксперты сошлись во мнении, что Школа PI помогла сформировать в вузе сообщество единомышленников – междисциплинарное и кросструктурное, объединяющее тех, кто готов совместно работать и двигаться дальше.
Материал подготовлен Управлением по связям с общественностью СПбПУ. Текст: Инна ПЛАТОВА