20-21 сентября на базе Школы перспективных исследований Тюменского государственного университета (ТюмГУ) прошел семинар-конференция, посвященный возможным трансформациям вузов в рамках Проекта «5-100». Главной темой стало создание гринфилдов – новых образовательных и исследовательских институций, которые становятся драйверами коренных изменений всего университета.
За время действия Проекта 5-100 университеты-участники открыли у себя значительное количество новых лабораторий и исследовательских центров. Однако участников дискуссии интересовали не новые исследовательские институции как таковые, а лежащие в их основе новые типы организации исследовательской деятельности, потенциально способные не только увеличить показатели научной продуктивности, но и изменить сложившееся понимание задач, смысла и форматов исследовательской деятельности. «Создание гринфилдов – это всегда большое искусство и мужество ректора, – уверен заместитель председателя совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров, научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей ВОЛКОВ. – Если пользоваться медицинской метафорой, это имплант, который мы вставляем, и он должен прижиться. И всё больше российских вузов начинают такой эксперимент».
Участники дискуссии – руководство и специалисты вузов по стратегическому планированию, научной, инновационной, образовательной и международной деятельности, HR и PR – ознакомились с апробированным опытом ТюмГУ в создании принципиально новых образовательных и исследовательских институций – Школы перспективных исследований (SAS) и Института экологической и сельскохозяйственной биологии (X-BIO), а также обсудили, как экстраполировать подобные гринфилды на весь университет. На примере гринфилдов разного типа собравшиеся эксперты постарались определить, что необходимо сделать для того, чтобы новые институции приносили в университет по-настоящему новые нормы деятельности, чтобы эти нормы не деградировали со временем и чтобы гринфилды не оставались изолированными исключениями, мало влияющими на остальной университет.
Для того чтобы успеть за изменяющимися технологиями и рынком труда и повысить свои позиции в национальных и международных рейтингах, в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого лучшим инструментом ускоренного развития сочли создание такого гринфилда, как Институт передовых производственных технологий (ИППТ). Доклад на эту тему представил заместитель директора по инновациям и предпринимательству ИППТ Сергей САЛКУЦАН.
«Наша задача была создать новый тип института внутри университета, действующий по другим правилам. Он не является для университета инородным с точки зрения тематики, но с точки зрения организационных решений и формата работы он иной. Поэтому мы считаем себя гринфилдом», – пояснил спикер. ИППТ изначально стал стратегической академической единицей Политехнического университета. В 2018-м на его базе появился Центр компетенций НТИ «Новые производственные технологии». Сегодня Центр развивает крупнейший в России проектный консорциум в области новых производственных технологий, объединяя в нем лидеров науки, образования и промышленности. Сергей Владимирович рассказал об опыте и шагах реализации модели этого локального гринфилда, дальнейших планах его развития и масштабирования.
Как один из новых форматов обучения в Политехе организована проектная деятельность, также устроенная по схеме локального учебного гринфилда. Об этом рассказала доцент Высшей школы киберфизических систем и управления Института компьютерных наук и технологий (ИКНТ) СПбПУ Надежда ЦВЕТКОВА.
На сегодняшний день в СПбПУ курс по проектной деятельности охватывает всех студентов, начиная со 2 курса и сочетает в себе онлайн- и офлайн-форматы. Это делает его уникальным объектом по разнообразию как видов деятельности и учебных форматов, так и массива генерируемых данных. Ядерная команда курса управляет как контентом и внешними связями курса, так и наставниками студенческих проектов из числа штатных преподавателей СПбПУ. По мнению эксперта, курс можно рассматривать как пилотную площадку для разработки модели по другим дисциплинам.
Опыт СПбПУ в реализации проектной деятельности оказался востребованным и вызвал большое количество вопросов. На что могут быть ориентированы такие программы, как обеспечить их принципиальное отличие от существующих и организовать их взаимодействие с браунфилдами – все это вызвало живой интерес собравшихся.
Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Текст: Инна ПЛАТОВА. Фото: пресс-служба ТюмГУ