Команда Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» победила в Чемпионате России по спорту сверхлегкой авиации на усовершенствованном самолете «МИКС-500» (модифицированный Х-32 МИКС) в дисциплине «Микросамолет-1». Доработка летательного аппарата была осуществлена в рамках программы «Приоритет-2030». Состязание проходило с 4 по 8 августа 2025 года на аэродроме «Середка» в Псковской области. Организатором мероприятия выступила Общероссийская общественная организация «Объединенная федерация спорта сверхлегкой авиации России» при поддержке Министерства спорта Российской Федерации.

Цель чемпионата — выявление сильнейших спортсменов для формирования списка кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации для подготовки к международным спортивным соревнованиям и участия в них, а также подготовка спортивного резерва.
Всего в чемпионате приняли участие 12 команд из Санкт-Петербурга, Владимирской, Новгородской, Омской, Псковской, Тульской областей и Республики Башкортостан. В течение нескольких дней пилоты демонстрировали свое мастерство управления воздушными судами, включая «посадку на палубу», посадку с отключенным двигателем, навыки ориентирования на местности и умение сохранять хладнокровие в сложных полетных ситуациях.
Участники чемпионата соревновались в следующих спортивных дисциплинах.
- «Дельталет-1»
- «Микросамолет-1»
- «Микросамолет-2»
- «Автожир»
Команда Передовой инженерной школы СПбПУ — командир Александр Родин, штурман Владислав Балашов и техник Егор Серяков. Спортсмены учатся в Институте машиностроения, материалов и транспорта СПбПУ и больше года совершенствуют свои инженерные навыки в качестве лаборантов Опытно-конструкторского бюро ПИШ СПбПУ.
Победители и призеры определялись суммой набранных очков по итогам всех полетов. Команда политехников совершила 10 вылетов и в итоге набрала 3080 очков, показав лучший результат в своей дисциплине. Командиру воздушного судна Александру Родину будет присвоен разряд кандидата в мастера спорта.
У нас была очень интенсивная подготовка, организованная Передовой инженерной школой СПбПУ. Утренняя смена начиналась в 5 утра, и до 12 часов мы находились в небе. После этого следовали теоретические занятия по самолетовождению, навигации, радиообмену, метеорологии и другим предметам. Вечерняя смена длилась с 17 до 20 часов. За весь период подготовки мы получили значительный практический опыт, налетали более 100 часов летного времени и получили много теоретических и практических знаний от наших наставников, сотрудников ПИШ СПбПУ. Экипажу удалось лучше познакомиться с самолетом, поучаствовать в процессах моделирования аэродинамики и прочности, оценить летные характеристики и преимущества самолета, что позволило выстроить стратегию для победы в чемпионате России. Да, погодные условия в период проведения чемпионата были непростыми, соперники — опытными и сильными, мы же участвовали в соревнованиях в первый раз. Но мы и наши наставники верили в успех и приложили все усилия для его достижения
, — рассказал командир воздушного судна Александр Родин.
Второе и третье место в дисциплине «Микросамолет-1» заняли команды из Омской и Псковской областей.
Усовершенствованием самолета «МИКС-500» занимались специалисты ОКБ Передовой инженерной школы СПбПУ под руководством Михаила Корчкова.
Инженеры Передовой инженерной школы СПбПУ “Цифровой инжиниринг” разработали математические и компьютерные модели самолета и с применением цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench® (собственная разработка ПИШ СПбПУ), выполнили серию цифровых (виртуальных) испытаний самолета Х-32 МИКС аэроклуба АСТК “АЭРОМИКС” по аэродинамике и прочности самолета, по результатам которых была проведена его доработка для улучшения аэродинамических характеристик. В итоге были установлены обтекатели колес передней и основных опор, установлен профиль для уменьшения аэродинамического сопротивления на подкосах крыла. Этого удалось добиться в кратчайшие сроки, всего за 1 месяц. Все работы были выполнены в рамках ключевого технологического направления (КНТН-1) “Системный цифровой инжиниринг” программы поддержки вузов “Приоритет-2030”. Проведенная работа является первым этапом по созданию самолета CML-Aeroplane. В 2025-2026 гг. мы запланировали разработку цифрового двойника самолета на базе цифровой платформы CML-Bench®, а также изготовление опытного образца. На основе созданного цифрового двойника в конструкцию самолета будут внедрены передовые композиционные материалы и передовые производственные технологии; уменьшен вес с сохранением жесткостных и прочностных характеристик; улучшены аэродинамические характеристики; изменена конструктивно-силовая схема самолета
, — пояснил Михаил Корчков.
Перечисленные изменения означают полное перепроектирование самолета. В дальнейшем самолет будет переработан в беспилотное воздушное судно для проведения авиационных химических работ.
Что касается команды-победителя, то в дальнейших планах Передовой инженерной школы СПбПУ участие в соревнованиях на самолете собственной разработки.