Участвовавшие в работе «круглых столов» эксперты, рассказали о технологиях будущего и цифровизации на примере существующего проекта «Цифровая верфь».
Модератором первого круглого стола выступил Евгений Земляков, заместитель директора по научной и проектной деятельности Института лазерных и сварочных технологий Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.
Начальник лаборатории технологий судостроения АО «ЦТСС», Алексей Васильев, выступая на тему о концепции создания «Цифровой верфи» гражданского судостроения на базе АО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод» напомнил, что проект ориентирован на гражданское судостроение и осуществляется под руководством ректора СПбГМТУ Глеба Туричина.
В настоящее время вопрос резкого увеличения темпов строительства речных судов стал вопросом национальной безопасности России. Только на одной реке Лена эксплуатируется порядка 500 судов, которым уже более 30 лет. Технически все эти суда устарели и находятся на грани выработки не только морального, но уже и технического ресурса. Вместе с тем, прекратить судоходство на реке Лена невозможно с точки зрения обеспечения стратегии национальной безопасности. Иначе не только не будет возможности вывезти полезные ископаемые из важнейших объектов добывающей индустрии, но и возникнет риск поставить в тяжелое положение людей, которых необходимо снабжать углем, провизией и пр.
Такая же ситуация наблюдается практически во всех речных регионах РФ. Именно поэтому Совет Безопасности России уделил самое пристальное внимание внедрению цифровой верфи для гражданского, и, конкретно, речного судостроения.
Онежское предприятие является классическим примером завода, где можно строить речные суда: транспортные, технические, буксиры, и даже небольшие суда-газовозы для доставки газа по рекам.
Максимальная длина подобных судов характерна для национального речного флота – до 140 метров, ширина выбрана, исходя из особенностей российских рек – до 17 метров. То есть, Онежский завод может строить весь спектр речных судов, которые нужны стране. Идеи, обкатанные на верфи в Петрозаводске, в дальнейшем будут реализованы на других судостроительных предприятиях государства.
Ректор СПбГМТУ Глеб Туричин сделал на заседании круглого стола доклад на тему «Современные цифровые лазерные производственные технологии», в котором рассмотрел особенности целого ряда технологических машин ИЛИСТ СПбГМТУ, а также проанализировал аспекты цифровой модернизации предприятий. «Любая технология, в которую заложен потенциал модернизации, — отметил в своем сообщении ректор Корабелки, — должна иметь функцию инженерного компьютерного анализа, что позволит инженеру на производстве использовать данную технологию иначе или даже совсем не так, как первоначально задумывалось».
На конкретных примерах Глеб Туричин показал, как формируется часть подобной системы инженерного компьютерного анализа для прямого лазерного выращивания, и как определяются параметры режимов выращивания с помощью математических моделей.
Также, на заседании круглого стола прозвучали выступления на следующие темы:
- «Цифровизация технологии судостроения и повышения точности постройки корпуса»;
- «Современное отечественное оборудование для «Цифровой верфи»»;
- «Концепция создания «Цифровой верфи» гражданского судостроения на базе АО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод»;
- «Защитные покрытия и функциональные материалы для судостроения и морской техники, разрабатываемые в ИХС РАН»;
- «Экономика внедрения новых материалов и технологических решений в производство»;
- ««Умные материалы» и аддитивные способы создания конструкций и объектов из них».
Модератором круглого стола «Информационная инфраструктура предприятия индустрии 4.0» являлся Алексей Липис, директор ЦИТ «МЁБИУС», заведующий кафедрой вычислительной техники и информационных технологий Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.
Открывая круглый стол он отметил, что необходимо, прежде всего, определиться, в чем заключается коренное отличие процесса цифровизации от внедрения информационных технологий. Одной из отличительных черт, по мнению Алексея Липиса, является необходимость глубокой цифровой трансформации бизнес- и технологических процессов. Без изменения промышленного уклада, без перехода к новой процессной модели, основанной на использовании лучших практик применения цифровых информационных технологий в разных отраслях, Россия не сможет выполнить задачи цифровизации и создания индустрии 4.0. – уверен ученый.
Больших изменений в процессных моделях выполнения тех или иных работ предприятия судостроительной отрасли в последние годы избегали. Внедрение современных информационных технологий ограничивалось автоматизацией традиционных ручных бизнес- и технологических процессов. Поэтому сегодня диспут был организован по вопросу: что же такое цифровая трансформация?
Участникам круглого стола предложили для обсуждения следующие темы:
- Цифровые трансформации. Что менять?
- в управлении жизненным циклом;
- в управлении предприятием.
- Новый технологический уклад
- новые профессии. Чему учить?
- Цифровая точность. Что измерять?
В рамках круглого стола, проводившегося в форме свободной дискуссии, прозвучали интересные и содержательные выступления представителей ряда компаний, таких как: Dassault Systemes, ООО «Нева-Технолоджи», SAP СНГ.