О судьбе газеты «Санкт-Петербургский музыкальный вестник»
Несколько месяцев назад активно обсуждалась новость о закрытии газеты «Культура». К счастью, это единственное в своем роде издание удалось спасти. Трудные времена переживает сейчас и наша газета.
21 декабря 2011 года представители культурной, научной и деловой общественности собрались в Книжном клубе на Австрийской площади, чтобы ответить на вопрос «Нужна ли газета «Санкт-Петербургский музыкальный вестник» городу и обсудить возможность обращения за поддержкой газете в Правительство города. Казалось бы, ответ предсказуем. Но те слова, которые были сказаны в адрес газеты, было очень важно услышать и учредителю – президенту Международного общественного Фонда культуры и образования Геннадию Николаевичу Попову, и издателю — директору информагентства «Северная Звезда» Татьяне Валерьевне Поповой, и главному редактору Наталии Александровне Тамбовской, и выпускающему редактору Иосифу Генриховичу Райскину, и всем тем, кто с таким энтузиазмом создает это художественное произведение под названием «газета «Санкт-Петербургский музыкальный вестник». Наши читатели могут только представить тот объем работы, которой необходимо проделать, и ту бурю эмоций, которую вызывает конечный результат – привезенные из типографии, порой еще теплые и пахнущие краской газеты. А мы, создатели «Музыкального вестника», пытаемся угадать, какие чувства вызовет новый номер у наших читателей, оценят ли они его сложную драматургию и сдержанный дизайн. Ведь среди них как музыканты-профессионалы, так и те, кто впервые переступает пороги концертных залов и театров. Преследуя воспитательные цели, мы стремимся быть интересными.
Судя по краткому историческому экскурсу Иосифа Генриховича, сделанному в самом начале встречи, у существовавших когда-либо музыкальных газет не такая уж долгая жизнь (от нескольких выпусков до нескольких лет). В этом ряду «Музыкальный вестник» выглядит настоящим долгожителем и очень хотелось бы, чтобы и дальнейшая жизнь этого уникального издания была длинной и счастливой.
Первой взяла слово Ирина Яковлевна Родионова, заместитель художественного руководителя Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича, и выразила глубокую благодарность Попову Геннадию Николаевичу:
«Я иногда встречаю людей, которые не имеют отношения к миру музыки, и вдруг проявляют к ней энтузиазм и решают что-то делать в этом направлении. Когда музыканты так поступают, это естественно, но когда не музыканты, люди с техническим образованием, – это вызывает особое чувство благодарности». Ирина Яковлевна подчеркнула петербургскую интеллигентность «Музыкального вестника»: «Люди, которые пишут сюда, любят музыку… Язык этой газеты, мера доброжелательности, доля критической массы так уравновешены, что газету приятно читать».
Вопрос «кто является читателем газеты» задал Давид Семенович Голощёкин, художественный руководитель Санкт-Петербургской джазовой филармонии. Он признался, что читает «Музыкальный вестник» от корки до корки, «потому что это очень любопытно, потому что видно, что над газетой работали серьезные люди, стремящиеся к объективной подаче материала». Газета, по его мнению, адресована музыкальным деятелям в первую очередь, но что не менее важно, издание носит воспитательный характер, имеет духовно-нравственную ценность. По его мнению, «необходимо, чтобы городское правительство приняло участие в финансировании газеты».
Один из самых первых друзей «Санкт-Петербургского музыкального вестника» Мария Саркисовна Сафарьянц, художественный руководитель международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» продолжила начатую тему: «На фоне значительного падения культуры слушания и понимания классической музыки важным становится вопрос увеличения того самого «культурного слоя». Говорить о целесообразности газеты абсурдно: она безусловно нужна, прежде всего – в просветительском плане. Мне нравится ее строгая петербургская стилистика». Мария Саркисовна предложила организовать совместные с фестивалем благотворительные программы для привлечения молодежи в мир музыки.
Поддержать газету пришли не только те, о ком пишут в газете, но и те, кто в нее пишет. К сожалению, интеллигентных печатных изданий, которые ратуют за достоверность информации и качество ее изложения, остается все меньше.
Нора Григорьевна Потапова, известный петербургский музыкальный критик, была очень эмоциональна:
«Мы ни в коем случае не должны потерять этот «листок».
Интернет захватывает все большие позиции, и в связи с этим мы многое приобретаем, но многое и теряем. Есть особая магия в листе бумаги. Это то же самое, что театр, который никогда не заменит кино или телевидение. Чтение напечатанного на листе текста – это некий процесс сотворчества. Задача Петербурга – сохранить культуру чтения, получения информации через печатное слово. Наша страна – единственная европейская страна, которая не имеет оперного журнала. Если мы потеряем «Музыкальный вестник», мы никогда не добьемся понимания в мире. Его нужно сохранить любой ценой».
Важно было услышать мнение и тех, кто работает с газетой сравнительно недавно, но с готовностью откликнулся на приглашение обсудить ее будущее.
Марина Евгеньевна Корнакова, заместитель директора по творческим вопросам детского музыкального театра «Зазеркалье», напомнила, что «газета – единственное системное издание, которое выходит регулярно – каждый месяц, и так широко распространяется. «Музыкальный вестник» объединяет профессионалов, и это уже немало, всегда держит руку на пульсе музыкально-театрального процесса. У нас номера газеты уходят нарасхват. В первую очередь, разбирает молодежь. Это издание заслуживает того, чтобы его существование отстаивали, потому что оно имеет огромный потенциал развития. Это очень живая газета и ей есть, куда расти».
Представители высшей школы, понимая воспитательную ценность газеты, тоже посетили мероприятие. Сергей Михайлович Стажков, директор Международного научно-образовательного центра БГТУ-ФЕСТО «Синергия», д.т.н., профессор, высказался о газете как способе системного формирования личности. В этом смысле Международный общественный Фонд культуры и образования как учредитель и газета выполняют очень важную функцию пропаганды культуры. А ведь это функция прежде всего государства – думать о качественной демократии. Сергей Михайлович высказал мнение, что вузы должны стать более активными читателями газеты.
Екатерина Юрьевна Васильева, директор учебно-лингвистического центра факультета иностранных языков СПбГПУ, рассказала о том, что газета интересна как преподавателям, так и студентам. Происходит это, по ее словам, потому,
«что статьи часто являются произведением искусства, а сама газета – это некий проводник между образованием и культурой, она является важной частью воспитательной работы со студентами».
Спасибо всем тем, кто нашел время, чтобы прийти на встречу с любимой газетой:
- Кийко Елена Васильевна, радио «Санкт-Петербург»;
- Селиверстова Наталья Борисовна и Харьковский Александр Захарович, музыкальные критики,
- Ритта Грибанова, Союз художников;
- Мясников Александр Леонидович, Союз писателей России;
- Плужников Константин Ильич, н.а. России, «Центр современного искусства», Григорий Танхилевский, предприниматель;
- Невзорова Георгина Дмитриевна, БГТУ «Военмех;
- Зуева Мария, ЦГПБ им. В.В.Маяковского, и Юлиана Михайлова, Центр культурно-образовательных программ СПбГПУ).
Спасибо тем, кто написал добрые слова в наш адрес (Хоровое училище им. М. И. Глинки, кафедра музыкальной критики Санкт-Петербургской консерватории им. Н. К. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, артисты Елизавета Леонская и Юрий Александров). Мы приложим все усилия, чтобы труд не был напрасным, чтобы музыка в душе и на страницах газеты продолжала звучать!
«Санкт-Петербургский музыкальный вестник» – это неотъемлемая часть Петербурга, культурной столицы России. Вселяет надежду признание губернатора Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко, сделанное на встрече в Политехническом университете, о том что несмотря на бурное развитие электронных носителей информации, он любит читать именно печатные издания.