Круглый стол «Подготовка специалистов гуманитарно-экономической направленности в технических вузах для высокотехнологичных предприятий»

kruglyj-stol15 ноября БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, информагентство «Северная Звезда» при поддержке Комитета по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга, Международного общественного Фонда культуры и образования провели круглый стол, в ходе которого обсудили тему подготовки специалистов для высокотехнологичных предприятий на базе технических вузов. Это уже второе мероприятие из цикла проектов «Качественная подготовка специалистов — гарантия национальной безопасности».

Второе мероприятие из цикла проектов «Качественная подготовка специалистов — гарантия национальной безопасности»

На подобных мероприятиях поднимаются все более и более серьезные вопросы, ширится география участников и растет их число.

В этот раз в стенах «ВОЕНМЕХа» собралось более 70 представителей предприятий сферы ОПК, космической отрасли, высшей школы из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга и даже Днепропетровска.

Актуальность подобных встреч отметил Константин Иванов, ректор БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова.

Проблемы и их решения

По его мнению, возникающие перед вузами проблемы необходимо решать сообща, с участием всех заинтересованных сторон. Особенно те, которые касаются подготовки кадров для предприятий оборонной промышленности.

Схожего мнения придерживается и Александр Алексеевич Матвеев, заместитель председателя комитета по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что в данный момент в нашем городе работает 49 государственно–гражданских вузов, 51 негосударственный вуз, в которых в общей сложности учится более 400 тысяч студентов, сильные позиции высшей школы Северной столицы стоит и дальше укреплять. Особенно те, которые касаются подготовки кадров для предприятий оборонной промышленности. Представить сегодня обучение современного инженера без гуманитарных, социальных наук невозможно. Этот тезис в ходе совместной дискуссии не раз подтвердили докладчики круглого стола.

Профессор Мария Алексеевна Акопова, декан факультет иностранных языков Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, считает, что задача высшей школы — воспитание молодых людей, которые хотят и могут принимать творческие нестандартные решения. И в этом может помочь включение в программу гуманитарных предметов. В последние годы ими откровенно пренебрегали, что нанесло серьезный урон качеству высшего образования в нашей стране. Идея рассмотрения образования как бизнеса, которую исповедуют сегодня в России, уже раскритикована в странах Запада. Выход из сложившейся ситуации М. А. Акопова видит в развитии национального культурно ориентированного образования в технических вузах нашей страны. Это, в свою очередь, приведет к тому, что мы сможем не просто развивать определенные отрасли, но и повышать их конкурентоспособность на мировом рынке.

Практически все выступающие настаивали на необходимости в современных российских условиях готовить управленцев, лингвистов, финансистов с инженерными компетенциями. По словам заместителя генерального директора по работе с персоналом и социальному развитию ОАО «КБСМ» Павла Борисовича Афанасьева, нередки случаи, когда на предприятие приходят люди, достаточно хорошо подготовленные в техническом плане, но некомпетентные во всех остальных вопросах. Многие плохо знают русский язык, а уж об иностранном и говорить не приходится.

О каком прорыве может идти речь, если специалисты не могут следить за зарубежной профессиональной периодикой, обсуждать темы со своими коллегами из других государств?!

Как считает Павел Борисович, сегодняшний управленец должен понимать суть технологических процессов, осуществляющихся на предприятии, где он работает. Даже грамотный экономист из продуктового магазина не сможет хорошо работать на оборонном предприятии. Везде своя специфика. Однако стоит взвешенно подходить к формированию учебного плана, чтобы гуманитарная составляющая дополняла техническую, а не перевешивала ее.

На каких-то предприятиях готовы доучивать и переучивать молодых специалистов, если у них есть на это желание и способности. По словам директора учебного центра ОАО «Климов» Людмилы Николаевны Ильиной, обучение персонала в их компании — бесплатное, поскольку руководство понимает, что это инвестиции в будущее предприятия. Но при этом необходимо учитывать, какое количество персонала нуждается в таком обучении и для чего.

Как рассказал собравшимся заместитель генерального директора по персоналу и общим вопросам «Завода № 9» из Екатеринбурга Александр Геннадьевич Бардецкий, в Свердловской области в финансовых отделах работают экономисты, которым явно не достает базовых инженерных знаний. Они не соответствуют тем задачам, которые стоят перед предприятиями региона. Наблюдается очень низкий уровень базовой технической подготовки либо его полное отсутствие. Это влечет за собой рост нагрузки на других работников предприятия, что выливается в бессистемность работы компаний. Найти сегодня хорошего экономиста с инженерными компетенциями, по словам Александра Бардецкого, — весьма непросто. И это хорошо видно, когда идет набор соответствующего персонала в возрасте от 25 до 40 лет. Люди приходят без нужной в отрасли подготовки.

Если сейчас не начать спасать эту сферу высшего образования, то через несколько лет многим предприятиям придется уйти с рынка, считает г-н Баррдецкий. Но не стоит, по его мнению, задаваться целью просто насытить рынок такими специалистами. Следует проанализировать, где и в какой отрасли они нужны, в каком количестве, чтобы готовить такие кадры целенаправленно.

Комплексный подход

Собравшиеся говорили не только о существующих проблемах, но и о уже опробованных решениях сложившейся ситуации. По словам заместителя генерального директора РКК «Энергия» им. С. П. Королёва Михаила Николаевича Петрова, в последние 5–7 лет появилось целевое финансирование космической отрасли государством. Благодаря этому занятые в ней компании стали преодолевать накопленное отставание от стран Запада. В РКК «Энергия» организовали инженерно-технологический центр, который стали укомплектовывать способной молодежью. Проанализировав, какого типа специалисты им нужны, в компании пришли к выводу — в первую очередь инженеры с хорошим знанием иностранных языков, поскольку приходится работать в том числе и на зарубежных рынках, и с серьезной экономической подготовкой и инженерными компетенциями, поскольку проекты «Энергии» — комплексные.

О комплексном подходе говорила и представитель Московского государственного индустриального университета Елена Владимировна Крылова. По ее мнению, хороший эффект дает комбинированная схема обучения, когда на первых трех курсах используется дневная форма обучения, а на 4-м — вечерняя. При этом студенты работают на предприятии полный рабочий день. В результате на предприятие приходят инженерные кадры, имеющие производственный опыт и знающие экономику и основы управления производством.

Рынок диктует свои правила, в частности дифференцированный подход при подготовке специалистов. К серьезным инновациям готовы те выпускники, которые имеют естественнонаучные знания. Такого мнения придерживается заместитель генерального директора по научной работе ОАО «НПП «Радар ммс» Валентин Александрович Сарычев. Он считает, что экономиста нельзя обучить каким-то инженерным дисциплинам. А вот инженеры, по мнению Валентина Александровича, способны приобрести гуманитарные знания, в частности экономические. Любой разработчик наукоемкого продукта должен разбираться в экономике. Валентин Сарычев отметил падение уровня технического образования в России. Этому нужно противостоять еще в школе, уделяя больше внимания таким предметам, как физика, информатика и математика.

По мнению Евгения Николаевича Никулина, представлявшего Центр образовательных услуг «ВОЕНМЕХа», проще найти работу тем специалистам, у которых больше набор компетенций. Полноценное техническое образование параллельно с гуманитарным дает синергетический эффект, когда высококлассный «технарь» легко оперирует и экономическими знаниями. Ситуация, существующая сейчас в «ВОЕНМЕХе», по словам г-на Никулина, уникальна. В вузе могут предоставить способным студентам возможность получить два, а то и три высших образования — инженерное, экономическое и военное, а также навыки управления производством.
Его поддержала заведующая кафедрой экономики, организации и управления производством (Р4) БГТУ Наталья Алексеевна Курашева. Она заявила, что многие крупные российские и зарубежные компании заранее делают заявки на специалистов, которые выходят из стен «ВОЕНМЕХа».

Заключение

Подводя итог работы круглого стола, директор института международных бизнеса и коммуникаций «ВОЕНМЕХа» Георгина Дмитриевна Невзорова выразила надежду на продолжение работы вузов Санкт-Петербурга и других городов России при участии высокотехнологичных предприятий по подготовке управленцев, финансистов и лингвистов с инженерными компетенциями на базе технических вузов. C заключительным словом выступил президент Международного общественного Фонда культуры и образования Геннадий Николаевич Попов. По его мнению, многое зависит и от руководителей компаний. Именно они должны заказывать тех специалистов, которые им требуются, так как они должны осознавать свою ответственность перед государством и оправдывать то доверие, которое оказывает им правительство.

Олег Нефедов

Возврат к списку новостей