13 октября состоялась публичная лекция профессора кафедры теории и истории педагогики РГПУ им. А.И. Герцена Н.М. Федоровой «Проекты создания новой школы ХХ века как источник образовательных традиций», приуроченная ко дню рождения кафедры педагогики – истока института педагогики.
«Тема лекции тесно связана с научными интересами Натальи Михайловны – историей педагогики и образования», – отметила Светлана Анатольевна. Публичные лекции для студентов и преподавателей проводятся по инициативе учебно-методического управления университета уже третий год, поэтому слово для приветствия слушателей было передано начальнику управления Наталье Олеговне Верещагиной.
«Сегодня перед нами выступит преподаватель-новатор, автор уникальных разработок для высшей школы, руководитель сетевой образовательной программы «Государственно-общественное управление образованием», реализуемой совместно с Омским педагогическим университетом, – представила лектора Н.О. Верещагина. – Надеюсь, что ее выступление приоткроет для вас окно в мир интереснейшей науки под названием «Педагогика»».
В своей лекции Наталья Михайловна Федорова подчеркнула, что предмет сегодняшнего обсуждения имеет значение не только для истории образования, но и для современной жизни. Она обобщила основные идеи построения новой школы в начале XX века. «Их объединяло желание быть альтернативой «жесткому» государственному образованию. Создатели новых школ видели необходимость в организации ученического самоуправления, совместного обучения мальчиков и девочек, трудового обучения и благоустройства территории, в установлении связи школы и семьи, в сотрудничестве педагогов и учащихся, в расширении программы обучения и развития ребенка», – отметила Н.М. Федорова.
Она раскрыла историю нескольких проектов новых школ, реализованных в первой четверти XX века: школа Е.С. Левицкой, Частное учебное заведение первого разряда И.А. Смирнова и Л.Д. Лентовской, Преображенская «новая школа» Товарищества учителей и многие другие. В своей лекции Н.М. Федорова также раскрыла влияние социокультурной ситуации, сложившейся в Петербурге в рассматриваемый период, на развитие педагогического образования в городе и стране.
Слушателями публичной лекции стали студенты бакалавриата, магистранты, аспиранты и преподаватели института педагогики.
Текст и фото: Педагогические вести