Новые горизонты в 117-летней истории Белого зала открывает очередной концертный сезон. Неповторимое сочетание инструментов – дудука и органа, терменвокса и вибрафона – словно символизирует настоящее Белого зала с новыми красками в классической палитре концертов.
2 октября на сцене Белого зала дудук был противопоставлен органу, народная музыка конкурировала с барокко, но их созвучие стало особенным событием в мире музыки. «Орган – это бескрайний космос, холодное звездное небо, а дудук – это трепещущее пламя свечи на фоне этого неба. Соединение силы и чувственности – самое удивительное в сочетании этих инструментов», – отметил исполнитель на дудуке Аргишти.
Аргишти и органист Иван Ипатов исполнили «Аве Марию» Шуберта и Каччини, прелюдию «Начало» Вангелиса, «Песню о далекой Родине» Таривердиева. А традиционные армянские мелодии еще ярче представили силу воздействия инструмента, изготовленного из абрикосового дерева. Эпитетами «волшебный» и «космический», долгими овациями и нескончаемой автограф-сессией благодарили слушатели артистов в этот вечер.
4 ноября на сцене Белого зала публику ждал еще один фантастический дуэт – вибрафон и терменвокс, заключенный в форму светящегося полумесяца. Концерт был посвящен знаковому историческому событию – ровно 100-лет назад в стенах Политехнического был изобретен бесконтактный музыкальный инструмент. В 1919 году молодой ученый Лев Термен работал над созданием прибора для изучения электрических свойств газов и в процессе обнаружил, что устройство начало издавать звуки, реагируя на приближение руки. После доработки инструмента и подготовки репертуара, а за плечами Термена было музыкальное образование, терменвокс был представлен публике и начал свое ошеломительное шествие по миру.
Спустя 100 лет терменвокс продолжает удивлять слушателя не только «звуками науки», но и формой. Инструмент, заключенный в форму огромного полумесяца, был представлен в Белом зале. Дуэт Дмитрию Гуровичу – единственному в мире исполнителю на Луне составил еще один уникальный музыкант – вибрафонист Алексей Чижик, играющий одновременно сразу пятью палочками. “O Sole Mio”, “Moon River”, «Колыбельная медведицы» и «Спят усталые игрушки» – джазовая классика и советская музыка в джазе рождались от движения рук в воздухе. «Терменвокс все еще остается экспериментом в музыке, экзотическим и экстравагантным музыкальным инструментом. И исполнение простых мелодий на нем технически сложно. Каждый такой концерт – и магия, и демонстрация звуков науки одновременно», – считает Алексей Чижик.
Еще один сюрприз приготовил слушателям творческий коллектив Белого зала – к началу нового концертного сезона вышел в свет первый номер журнала «Политехнические сезоны». Это издание для тех и про тех, чей образ жизни немыслим без искусства и творчества, будет рассказывать о музыке, выдающихся мастерах классического и современного музыкального искусства. В первом, 16-страничном номере, – интервью с художественным руководителем Белого зала, руководителем Дирекции культурных программ и молодежного творчества СПбПУ Борисом Кондиным, экспертное мнение кинорежиссера Александра Сокурова, материал о гастролях студенческого театра Политеха в Москве в Театре Наций, история изобретения терменвокса и, конечно, анонсы и подробная афиша концертов октября – первого месяца нового концертного сезона в Политехническом.
Материал подготовлен Дирекцией культурных программ и молодежного творчества