2 ноября в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете состоялось расширенное заседание президиума Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». Напомним, что Координационный совет (КС) – это консультативный орган при Министерстве образования и науки РФ, обеспечивающий взаимодействие между участниками на предмет совершенствования системы высшего образования в области «Инженерное дело, технологии и технические науки». В состав совета входят и представители высших учебных заведений, промышленных предприятий, аналитических центров и органов государственной власти.
Главной темой заседания стало совершенствование системы подготовки инженерных кадров для кораблестроительных и судостроительных предприятий России, а также для Военно-морского флота. Актуальность данной тематики пояснил сопредседатель КС, ректор СПбПУ, академик РАН А.И. РУДСКОЙ, напомнив, что стратегия инновационного развития экономики Российской Федерации, обеспечение ее национальной безопасности и обороноспособности выдвигают особые требования к судостроительной отрасли. При этом кадровое обеспечение является важнейшим элементом инновационного развития судостроения.
«Никого не надо убеждать в понимании той особой роли, которую играет флот как в экономике, так и в оборонной способности для нашего государства, – пояснил А.И. РУДСКОЙ. – В июле 2017 года Владимир Владимирович Путин утвердил основы государственной политики в области военно-морской деятельности на период до 2030 года. В этом указе поставлена задача – создать высокотехнологичную, конкурентоспособную продукцию, которая обеспечит развитие нашего государств и позволит России стать как минимум вторым по мощности флотом мира». Также ректор СПбПУ напомнил, что в стратегии научно-технического развития РФ в качестве одного из вызовов определено укрепление позиций нашей страны в области освоения Мирового океана, Арктики и Антарктики. «Сегодня здесь собрались профессионалы, представляющие все этапы жизненного цикла флота – от проектирования и создания кораблей до их эффективного использования и утилизации, – продолжал А.И. РУДСКОЙ. – Надеюсь, что нынешние решения будут способствовать тому, чтобы указания Президента были выполнены. Мы готовим кадры для военно-морского флота, на наших плечах значительная часть ответственности и успех выполнения этих государственных задач».
В мероприятии, кроме членов президиума КС, приняли участие заместитель секретаря Совета безопасности РФ М.М. Попов; заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом А.Н. Федотенков; замдиректора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России С.А. Пилипенко; замдиректора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России К.П. Анциферов; замруководителя Федерального агентства морского и речного транспорта А.И. Пошивай; зампредседателя Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга А.О. Степанова; вице-президент по техническому развитию АО «Объединенная судостроительная корпорация» Д.Ю. Колодяжный; президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» А.Ю. Клявин; гендиректор ФАУ «Российский морской регистр судоходства» К.Г. Пальников; руководитель ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних вод» В.К. Николаев; а также руководители ведущих технических вузов, научно-производственных объединений и государственных корпораций России.
Первым по вопросу повестки дня – о совершенствовании системы подготовки инженерных кадров для кораблестроительных и судостроительных предприятий России, а также для Военно-Морского Флота – выступил и. о. ректора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Г.А. ТУРИЧИН. СПбГМТУ играет системообразующую роль в российском судостроении. Это единственный вуз, в котором ведется подготовка кадров по всему спектру специальностей и направлений, связанных с проектированием и постройкой судов и кораблей всех классов, с разработкой и созданием судовых энергоустановок и средств судовой автоматики, судового машиностроения, технических средств освоения Мирового океана, корабельного вооружения. Г.А. Туричин подробно рассказал о том, как на сегодняшний день обстоят дела в российской судостроительной отрасли, и о том, что происходит в профильном образовании.
Несмотря на то что судостроение в России последние годы развивается быстрыми темпами (это связано с принятием госпрограммы развития судостроения), сейчас отрасль не является глобально конкурентоспособной, а ее технологический уровень, по мнению Глеба Андреевича, соответствует «не второму десятилетию XXI века, а предпоследнему XX». При этом очевидна проблема современного кадрового обеспечения отрасли. Сравнив инженерное судостроительное образование в России и за рубежом, в частности опыт стран, обладающих высоким потенциалом судостроения, таких как ФРГ, Франция, США, Южная Корея, КНР, Япония, эксперт пришел выводу, что наша страна «недовкладывает»: «Судостроитель – очень сложная, высокотехнологичная специальность. Его подготовка требует большого объема ресурсов и материальных, и человеческих, и мы пока уступаем в их подготовке. Кроме того, российский инженерный корпус судостроителей – а это порядка 50 тысяч человек, уже немолод. Существующая система подготовки не справляется с восполнением естественной убыли кадров, и мы должны работать хотя бы над этим».
Дальнейшая дискуссия участников заседания Координационного совета касалась совершенствования системы подготовки инженерных кадров для кораблестроительных и судостроительных предприятий России, а также для Военно-морского флота. По данным вопросам высказали свое мнение представители всех заинтересованных сторон, в частности вице-президент по техническому развитию АО «Объединенная судостроительная корпорация» Д.Ю. КОЛОДЯЖНЫЙ; председатель ФУМО по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Техника и технология кораблестроения и водного транспорта», ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова С.О. БАРЫШНИКОВ; первый проректор Российского университета транспорта (МИИТ) А.А. КЛИМОВ; заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта А.И. ПОШИВАЙ; помощник главнокомандующего Военно-морским флотом О.А. СУРГАНОВ; советник аппарата Совета безопасности Российской Федерации А.Н. ШАРАПОВ; ректор Национального исследовательского Московского государственного строительного университета А.А. ВОЛКОВ; заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России С.А. ПИЛИПЕНКО.
Общее руководство подготовкой к мероприятию осуществлял проректор по перспективным проектам, ученый секретарь Координационного совета А.И. Боровков, за проведение организационных мероприятий по подготовке и проведению заседания Координационного совета отвечал директор НМЦ КС федеральных УМО «Инженерное дело» П.И. Романов. В рамках заседания были выработаны общие взгляды на пути и методы решения существующих проблем, предложены дополнительные меры, направленные на совершенствование учебно-методического обеспечения деятельности инженерных вузов страны. Заслушав и обсудив доклады, президиум Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» Минобрнауки России, решил:
- Отметить особую роль федеральных учебно-методических объединений (далее – федеральное УМО) в системе организации взаимодействия между образовательными организациями высшего образования, научными учреждениями и работодателями – представителями реального сектора экономики.
В целях повышения эффективности такого взаимодействия при решении стратегических задач научно-технологического развития Российской федерации в части перспективного планирования и повышения качества подготовки высококвалифицированных кадров, обратить внимание Минобрнауки России на необходимость расширения организационных возможностей и повышения личной ответственности руководителей федеральных УМО, допуская возможность их назначения из числа ректоров профильных образовательных организаций высшего образования, фактически выполняющих функции базовых организаций федеральных УМО, с возможностью закрепления за профильными образовательными организациями высшего образования соответствующего статуса. - Рекомендовать Минобрнауки России внести изменения в приказ от 27 октября 2015 г. № 1220 «О председателях федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования» в части определения сопредседателями федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 26.00.00 «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта»: ректора ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова С.О. Барышникова; и. о. ректора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Г.А. Туричина.
- Утвердить примерное положение «О порядке проведения экспертизы качества учебного издания» и на основании решения Координационного совета от 23.05.2107 года направить его в федеральные учебно-методические объединения в системе высшего образования, относящиеся к области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки».
- Рекомендовать Минобрнауки России разработать и утвердить единое для всех областей высшего образования типовое положение «О порядке проведения экспертизы качества учебного издания».
Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ