17 декабря 2017 года в Пекине, в Конференц-центре Пекинского научного парка будущего (Beijing Future Science Park), называемого также Наукоградом, состоялся Российско-Китайский форум бизнес-инноваций. На форум собрались представители научных организаций, высших учебных заведений, бизнесмены из России, Китая и ряда других стран.
Организаторами форума выступили Китайское народное общество дружбы с зарубежными странами, Министерство транспорта РФ, Международная корпорация «Евразия» при участии и поддержке других организаций России и Китая, в частности Ассоциации ректоров транспортных вузов России и Китая и бизнес-сообщества.
На форуме были представлены российские высшие и средние специальные учебные заведения, руководители которых накануне в городе Сиане принимали участие в Четвертом форуме Ассоциации ректоров транспортных вузов Россия и Китая, в том числе руководители подразделений и филиалов ПГУПС во главе с ректором А.Ю. Панычевым.
Форум открыл своим выступлением заместитель председателя Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей 10-го созыва, Председатель Центрального комитета демократической партии сельскохозяйственных рабочих товарищ Цзян Цзэнхуа, который подчеркнул важность объединения усилий учёных и предпринимателей двух стран для достижении целей, поставленных в совместных заявлениях руководителей Китайской Народной Республики и Российской Федерации Си Цзиньпина и В.В. Путина.
На форуме были зачитаны приветствия, направленные в адрес его участников Председателем Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко и министром транспорта РФ М.Ю. Соколовым.
В ходе форума в докладах, выступлениях и сообщениях участников была показана развернутая картина состояния совместной деятельности учёных, инженеров, специалистов, предпринимателей РФ и КНР над решением конкретных задач в области промышленности, транспорта, строительства, их участия в реализации конкретных международных инфраструктурных проектов, поставлены задачи по развитию инновационной деятельности и эффективному внедрению в практику достижений науки и техники, подготовки специалистов, отвечающих вызовам XXI века.
В перерыве между заседаниями форума участники совершили краткую автобусную экскурсию по Наукограду. Он представляет собой новый район китайской столицы площадью более 100 кв. км, определённый в соответствии с решением руководства КНР и включённый в Генеральный план Пекина в начале 2000-х годов. Застройка началось в 2009 году. Наукоград расположен около шестого транспортного кольца, вблизи главного аэропорта города Пекин-Столичный.
Из запланированных объектов уже реализована примерно четверть. Принято, что в Наукограде будут открыты научные, исследовательские, инжиниринговые центры, лаборатории, проектные и конструкторские бюро крупнейших ведущих компаний, корпораций и фирм КНР, определяющих важнейшие направления инновационного развития страны.
Усилиями центральных и местных властей в Наукограде в ближайшее десятилетие должны быть созданы условия для эффективной работы и комфортного проживания ведущих китайских и приглашённых зарубежных специалистов и их семей. Для этого помимо комплекса научных и инженерных подразделений в Наукограде формируется самая современная инфраструктура и социальная среда, включая экологически чистый внутренний транспорт, удобную связь с внешним миром (включая строительство новой линии метро и скоростных автомобильных дорог), экологически чистые системы энергоснабжения, водоотведения, а также школы, учреждения здравоохранения и культуры.
Одним из создаваемых в структуре Наукограда новых учреждений является Российско-Китайский инновационный парк будущего, главным устроителем которого выступает корпорация «Евразия» при участии многих организаций, фирм и компаний, включая и Ассоциацию ректоров транспортных вузов России и Китая. Презентация Парка состоялась в ходе форума, участники которого познакомились с первыми действующими подразделениями, осмотрели выставку, рассказывающую о проекте в целом.
Среди вопросов и проблем, которыми уже занимаются сотрудники Парка, немало направлений, связанных с железнодорожным транспортом, в частности с высокоскоростным движением. В этих работах вместе с китайскими учёными и инженерами участвуют представители ряда российских организаций и компаний.
Интересен такой факт: экскурсию по Наукограду участники форума совершали на электробусах (аккумуляторных автобусах без двигателей внутреннего сгорания, с запасом хода 120 км) китайского производства. В планах устроителей Наукограда значится прекратить в ближайшем будущем движение по его территории любого транспорта, кроме электромобилей и велосипедов. Замечу, что в городской поездке электробус вместимостью 40 человек (места для сидения) вполне уверенно шёл в транспортном потоке, динамично разгонялся на скоростных участках до 70 — 80 км/ч, двигаясь почти бесшумно, как хороший троллейбус. При этом не сковывал манёвры водителя траекторией подвески контактного провода.
Объективности ради стоит упомянуть об обратной стороне медали под названием «электробус»: традиционные багажные отсеки в нижней части автобуса теперь заняты батареями электроаккумуляторов, что разочаровывает пассажиров с чемоданами.
Егор Комаров для сайта ПГУПС