В конце апреля в Сочи состоялся финал всероссийского конкурса «Учитель будущего. Студенты». В течение трех дней конкурсанты разрабатывали образовательные мероприятия, проходили индивидуальную и командную оценку, участвовали во встречах с экспертами отрасли. По итогам соревнований 32 студента стали победителями, среди них – студентка Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Гуманитарного института СПбПУ Анна КУСТЯКОВА. Мы попросили Анну поделиться своим опытом и советами.
— Анна, почему ты решила участвовать в конкурсе?
— В первую очередь я хотела проверить себя, свой уровень предметных знаний и надпрофессиональных навыков. Я считала, что для этого подходят конкурсы всероссийского уровня, где тебя оценивают эксперты из разных вузов, регионов и сфер деятельности. Стала искать и нашла профессиональный конкурс «Учитель будущего. Студенты» для обучающихся в вузах. Его идея полностью соответствовала моим целям, поэтому я, не раздумывая, подала заявку на участие.
— Расскажи про конкурсные этапы, задания. Что было сложным, интересным?
— Мне предстояло пройти три этапа: дистанционное тестирование, межрегиональный полуфинал и финал. Этап онлайн-тестирования состоял из трех частей: предметный тест (психолого-педагогические основы), оценка функциональной грамотности и тест на общие знания (по истории, астрономии, физике и так далее). Тесты не были сложными, они оценивали предметные знания. Я набрала нужное количество баллов и прошла в следующий этап. Всего было 12 тысяч участников.
Полуфинал проходил в Калининграде. Здесь уже начались командные задания, в которых оценивали наши ключевые психолого-педагогические компетенции и надпрофессиональные навыки. Мы участвовали в кейс-турнирах и стратегической игре и разрабатывали решения для школ региона в проектном спринте. В итоге из 80 полуфиналистов Северо-Западного округа в финал вышли 25 человек. Я была в их числе.
В финале в Сочи приняли участие 152 студента из 47 регионов России. Конкурсные испытания шли четыре дня, мы выполняли три задания: участие в деловой игре-конференции «Школа Будущего», разработка и проведение воспитательного мероприятия, разработка методического конструктора. Не скажу, что сами задания были трудными. Иногда сложной оказывалась коммуникация в команде. Ты должен уметь направить свою команду в нужное русло, при этом услышав всех, и в дальнейшим нести ответственность за свои решения и действия. Ведь оценка общего командного решения очень сильно влияла на индивидуальную оценку каждого.
Больше всего мне понравилось проводить воспитательное мероприятие. Я по своей природе больше практик, поэтому проявить себя «в деле», с детьми, а не просто в теории, было интереснее всего.
— По твоему мнению, учитель будущего, какой он?
— Это учитель, который учит учиться. В современном мире информации так много, она меняется и увеличивается с невероятной скоростью. Учитель будущего должен воспитать личность (в содействии с родителями, конечно), которой будет комфортно жить в концепции life-longlearning. Поэтому главная задача учителя – сформировать у ученика навыки, благодаря которым он сам в дальнейшем сможет получать и применять нужные ему знания и умения.
— Почему студентам важно участвовать в таких конкурсах?
— Конкурс – это хорошая площадка для создания комьюнити по интересам, кто-то уже в этом увидит плюс. Мне этот конкурс дал возможность сравнить себя с другими участниками и объективно оценить свои сильные и слабые стороны, чтобы в дальнейшем наметить свою траекторию развития. Кому-то даже поступило предложение о работе или приглашение на стажировку. Зачастую для студентов такие конкурсы становятся стартом в их профессиональной сфере. Мой совет – не нужно долго раздумывать, вам предоставляется возможность приобрести новые идеи, полезный опыт, друзей, впечатления. При этом вы ничего не теряете. Дерзайте!
Материал подготовлен Гуманитарным институтом. Текст Ирина КУЗНЕЦОВА