19 февраля 2020 года Центр компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» с рабочим визитом посетила делегация АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в ГК «Ростех») во главе с заместителем генерального директора – генеральным конструктором Юрием ШМОТИНЫМ и врио ректора Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П.А. Соловьева Валерием КОШКИНЫМ.
Целью визита стало проведение очередного заседания управляющего комитета дорожной карты «Технет НТИ – ОДК» (первое заседание состоялось в октябре 2019 года). Дорожная карта направлена на внедрение новых технологий «цифровых двойников» в технологический процесс разработки, изготовления, послепродажного обслуживания газотурбинных двигателей. Напомним, что в декабре 2018 года документ о сотрудничестве подписали заместитель генерального директора – генеральный конструктор АО «ОДК» Юрий ШМОТИН и проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Центра НТИ СПбПУ, лидер (соруководитель) РГ «Технет» НТИ Алексей БОРОВКОВ.
Деловая программа встречи началась с обсуждения трехстороннего сотрудничества Центра НТИ СПбПУ, Объединенной двигателестроительной корпорации и Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П.А. Соловьева – вуза-партнера ОДК.
Главной темой обсуждения стало развитие сотрудничества организаций в области образования и развития компетенций. Сотрудники Центра НТИ СПбПУ представили концепцию университетского зеркального инжинирингового центра (УЗИЦ) – совместного центра вуза-партнера и Центра НТИ СПбПУ, который обеспечивает трансфер компетенций в области создания цифровых двойников, цифрового проектирования и моделирования через проектное объединение команд Центра НТИ СПбПУ и вуза-партнера. Участники обсудили возможности создания УЗИЦ на базе РГАТУ для решения задач, стоящих перед «ОДК-Сатурн».
Кроме того, участники встречи рассмотрели варианты создания совместных магистерских программ РГАТУ им. П.А. Соловьева и Института передовых производственных технологий СПбПУ. Сотрудники Центра НТИ СПбПУ и представители ОДК обсудили сотрудничество в проведении Олимпиады Национальной технологической инициативы среди школьников и студентов по профилю «Передовые производственные технологии». Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого на протяжении нескольких лет является активным участником организации и проведения Олимпиады НТИ.
Деловая программа продолжилась заседанием управляющего комитета дорожной карты «Технет НТИ – ОДК», в котором приняли участие руководители и представители Объединенной двигателестроительной корпорации, а также сотрудники Центра НТИ СПбПУ.
С приветственным словом к участникам обратился Юрий ШМОТИН. В первую очередь он поздравил сотрудников СПбПУ с днем рождения вуза: «Хочу отметить, что сегодня для петербургского Политеха знаменательный день – 121-й день рождения. От всей команды ОДК поздравляю вас с этим праздником! Желаю удачи и успехов! Продолжайте и дальше работать так же эффективно, как вы это делаете, – в машиностроении и других отраслях, – сказал Юрий ШМОТИН и перешел к теме встречи. – Сегодня заседание управляющего комитета проходит в расширенном составе: участвует ректор РГАТУ Валерий Иванович КОШКИН, генеральный конструктор “ОДК – Климов” Алексей Владимирович ГРИГОРЬЕВ, генеральный конструктор “ОДК – Сатурн” Роман Владимирович ХРАМИН. Предлагаю приступить к работе в соответствии с программой».
Встреча продолжилась обсуждением промежуточных итогов и перспектив развития совместных проектов ОДК и Центра НТИ СПбПУ. Заместитель директора проектного офиса ИЦ CompMechLab® СПбПУ Александр ТАММ представил результаты первого этапа проекта по снижению массы двигателя ТВ7-117СТ-01 на основе технологии цифрового двойника. Он отметил, что завершен первый этап создания цифрового двойника двигателя, в рамках которого разработаны виртуальные испытательные стенды и полигон двигателя ТВ7-117СТ-01, интегрированные на Цифровой платформе CML-Bench™: термодинамический, аэродинамический/газодинамический, гидравлический, тепловой, прочностной и другие. В будущем это позволит снизить массу отдельных деталей до 50%. О планах развития сотрудничества в проекте рассказал начальник отдела мультидисциплинарных исследований и трансфера технологий (МИиТТ) ИЦ CompMechLab® СПбПУ Петр ГАВРИЛОВ.
Начальник сектора ГТД отдела мультидисциплинарных исследований и трансфера технологий ИЦ CompMechLab® СПбПУ Алексей ТИХОНОВ продемонстрировал первые результаты проекта по разработке высокоэффективного газотурбинного двигателя мощностью 25 МВт, который ОДК планирует использовать в составе газоперекачивающих агрегатов на объектах газотранспортной системы «Газпрома». Индустриальным партнером проекта выступает Опытно-конструкторское бюро им. А. Люльки – филиал ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение». В ноябре 2019 года заявка Центра НТИ СПбПУ на предоставление субсидий для реализации этого проекта победила в конкурсном отборе федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».
Все результаты работ были представлены в интерактивном режиме непосредственно в цифровой платформе CML-Bench™ – собственной уникальной разработке ИЦ CompMechLab® СПбПУ. Платформа автоматизирует работу с инженерными вычислениями, обеспечивает целостность и прозрачность представления проекта на всех уровнях разработки, позволяет отслеживать процессы инженерно-конструкторских разработок, в том числе со стороны заказчика.
В настоящее время реализуется проект интеграции CML-Bench™ в технологические процессы ОДК. Руководитель проекта CML-Bench™ ИЦ CompMechLab® СПбПУ Дмитрий РЫЖОВ, курирующий внедрение, представил дорожную карту проекта и его промежуточные итоги.
Ведущий специалист Дирекции Центра НТИ СПбПУ Елизавета ПАВЛОВА представила программу лидирующего исследовательского центра «Цифровое проектирование, математическое моделирование и управление жизненным циклом изделия или продукции (Smart Design)» (ЛИЦ ЦПиМ) СПбПУ. В рамках программы предполагается разработка цифровой платформы проектирования газотурбинных двигателей (ГТД), предназначенной для структурирования, формализации и автоматизации процесса проектирования ГТД. Елизавета ПАВЛОВА представила план-график мероприятий по проекту и ожидаемые результаты работ.
В финале заседания управляющего комитета заместитель руководителя Дирекции Центра НТИ СПбПУ по образованию Сергей САЛКУЦАН представил варианты развития взаимоотношений между СПбПУ и ОДК, в частности – создание комплексного «плато» ОДК в СПбПУ, включающего научно-технологический центр и центр компетенций.
В качестве best-practice – успешно реализованного в СПбПУ НОЦа – участники заседания управляющего комитета посетили Научно-образовательный центр «Газпромнефть-Политех». Они познакомились с широкими возможностями учебных и научных лабораторий НОЦ, результатами проектов, выполненных его сотрудниками.
В завершение заседания участники встречи подвели итоги.
Юрий ШМОТИН отметил: «По проекту двигателя ТВ7-117СТ-01 я считаю, что работа выполнена на самом высоком уровне. Результатом станут новые задачи, которые “ОДК – Климов” готов ставить перед командой Алексея Ивановича БОРОВКОВА и петербургским Политехом. Что касается проектов ОКБ им. А. Люльки и ПАО “Кузнецов”, здесь в первую очередь, как и в проекте с “ОДК – Климов”, нужно двигаться в сторону постепенного вовлечения специалистов наших компаний в совместную работу, подключать к решению задач конкретных специалистов».
Генеральный конструктор АО «ОДК-Климов» Алексей ГРИГОРЬЕВ отметил, что в проекте по двигателю ТВ7-117СТ-01 самым сложным был начальный этап – сбор исходных данных, их оцифровка, приобретение навыков работы в CML-Bench™ , но постепенно система взаимодействия была выстроена. «Сегодня одной из задач мы видим верификацию цифровых методик при помощи целевых натурных испытаний двигателя. Например, у нас есть интересные данные по натурным испытаниям двигателя со значительными повреждениями газовоздушного тракта, мы хотим верифицировать и проводить подобные, но уже виртуальные эксперименты на платформе CML-Bench™, поскольку в классической постановке рассчитать такую задачу практически невозможно. С точки зрения совершенствования оптимизации конструкции деталей и узлов двигателей в систему активно добавляется критерий технологичности, как наиболее важный с позиции реального изготовления. В целом, мы видим платформу CML-Bench™ как абсолютно новый инструмент разработчика, но такой же удобный и понятный как логарифмическая линейка у инженера в далеком прошлом», – сказал Алексей ГРИГОРЬЕВ.
«Я получил огромное удовольствие от того, что увидел и услышал. На мой взгляд, по всем проектам выстроена очень эффективная работа – как в содержательной части, так и в организации процесса», – поделился впечатлением от встречи врио ректора РГАТУ им. П. А. Соловьева Валерий КОШКИН.
«Заседания управляющего комитета дорожной карты “Технет НТИ-ОДК” – пример успешного и грамотно выстроенного сетевого взаимодействия участников. Комитет встречается раз в квартал, и всегда это обсуждение проходит на уровне первых лиц организаций. Результаты, которые планируем достичь и уже достигаем, решая поставленные в дорожной карте задачи, оказывают системное влияние на двигателестроение, так как мы внедряем передовые производственные технологии в бизнес-процессы крупнейших компаний этой отрасли», – подвел итоги встречи Алексей БОРОВКОВ.
Материал подготовлен Центром НТИ СПбПУ